Вторник, 19 Август 2014 03:02 Инвестидея. Медийные баталии

Телеканал HBO готов выйти на новые рынки со своим интернет-сервисом, предлагая услуги на более лояльных условиях, чем на домашнем рынке в США, где его аудитория почти перестала расти. «Къ» расспросил инвестиционного аналитика «Фридом Финанс» Ерлана Абдикаримова о ситуации в мире медиа и инвестиционной привлекательности одного из гигантов индустрии.

– Ерлан, поможет ли увеличение аудитории за рубежом развитию HBO, на ваш взгляд?

– Важнейшая и определяющая на данный момент тенденция в отрасли – мощнейшая конкурентная борьба между традиционными лидерами индустрии – HBO и AMC – и игроками быстро развивающегося сегмента онлайн-видеосервисов вроде Hulu и Netflix, в значительной мере «подрывающих» рынок телеканалов. Бурное развитие онлайн-сервисов продиктовано как всеобщей тенденцией перехода медиа в онлайн, так и более гибкой бизнес-моделью, которая позволяет работать с более низкими издержками относительно кабельных сетей и каналов, значительно удешевляя подписку и увеличивая клиентскую базу. К тому же у онлайн-сервисов есть намного более мощные возможности получения статистики по взаимодействию пользователей с контентом, что позволяет им постоянно улучшать свои сервисы. Ситуация хорошо иллюстрируется замедлением роста доли каналов, в то время как онлайн-видеосервисы демонстрируют завидный прирост. С 2007 по 2013 год у HBO появилось лишь 400 тыс. новых подписчиков в США, в то время как аудитория Netflix выросла на 1,7 млн пользователей за один только второй квартал 2014 года.

Онлайн-видеосервисы функционируют по иной бизнес-модели, выходя напрямую к пользователям без посредников вроде телесетей и партнеров, как у кабельных каналов. Благодаря этому Netflix получает прибыль почти на уровне HBO при более низкой стоимости подписки, тогда как у HBO половина от стоимости месячного абонемента в размере $15 уходит на выплаты партнерским сетям распространения. Другое важное преимущество онлайн-сервисов – гибкость: возможность просмотра контента в любом порядке и в любое время. Это преимущество было ярко продемонстрировано премьерой сериала «Карточный домик» на Netflix. Онлайн-сервису удалось привлечь к проекту таких серьезных профессионалов, как Дэвид Финчер и Кевин Спейси. При бюджете в $130 млн сериал использовал новую модель распространения – сразу со всеми эпизодами, что исключало влияние меняющихся рейтингов и снижало влияние рекламодателей.

Все это заставляет телеканалы активно искать выходы из сложившейся ситуации. Сетевые каналы пытаются поднимать цены в США, уходя в более высокие сегменты, в то время как видеосервисы, напротив, крепко обосновавшись в низком ценовом сегменте, начинают постепенно подниматься «вверх», всерьез угрожая доходам каналов на рынке трансляции дорогостоящих сериалов.

Высокая конкуренция и практическая стагнация роста доли кабельных каналов в США вынуждает такие каналы, как HBO, выходить на внешние рынки и пытаться конкурировать с видеосервисами там. Однако, как правило, на зарубежных рынках люди не готовы платить по ценам подписки, сопоставимым с тарифами в США.

Сервису Netflix удалось добиться прироста аудитории до 50 млн подписчиков в 2013 году. Во втором квартале аудитория выросла на 1,7 млн абонентов. Около 60% аудитории сервиса представлено жителями США, в то время как 40% – пользователи из других стран.

Если подытожить, сам по себе выход на зарубежные рынки мало что говорит об успешности этого решения HBO. Важно понять, насколько успешно онлайн-сервис HBO сможет конкурировать с лидером этого рынка Netflix и насколько успешно канал сможет пережить этот переход финансово, так как тарифы на новых рынках изначально будут ниже. Нужно будет дождаться первых данных после выхода на эти рынки и попытаться понять, как пользователи на новых рынках воспримут сервис HBO в сравнении с услугами Netflix и прочих подобных сервисов, учитывая то, что потребители на развивающихся рынках привыкли получать контент либо пиратским способом, либо по очень низким ценам.

– Насколько инвестиционно привлекательной является Time Warner сегодня, учитывая то, что HBO – один из главных ее активов. Как известно, интерес к приобретению этого актива проявлял Руперт Мэрдок?

– В свете всего описанного сложно однозначно говорить о безоговорочной инвестиционной привлекательности HBO в составе Time Warner сейчас, пока в отрасли продолжаются столь фундаментальные тектонические сдвиги. Безусловно одно – отрасль серьезным образом меняется и для HBO существуют серьезные конкурентные угрозы.

С одной стороны, чтобы продолжать конкурировать за качественный контент, HBO будут вынуждены поднимать тарифы, что может еще больше надавить на долю рынка, в то время как Netflix удается «поднимать» огромные бюджеты на фоне более низких затрат на распространение.

Многое будет зависеть от того, насколько успешно таким традиционным лидерам, как HBO, удастся действовать в меняющихся условиях в индустрии и сохранить высокий уровень контента.

– Как вы оцениваете перспективы развития медиаиндустрии в целом?

– Мы видим, как глобальный «онлайн-переход» меняет индустрию медиа на примере изменений в индустрии СМИ и музыкальной индустрии. Бумажные издания все чаще вынуждены переходить в онлайн-формат, а новые методы продажи музыки, такие как iTunes, GooglePlay, Spotify, существенно меняют музыкальную индустрию. Последнее десятилетие в связи с бурным развитием интернета и «эры пост-PC» формируется поколение, которое имеет принципиально иные паттерны потребления музыки, видео и прочих медиа, чем те, с которыми привыкли иметь дело традиционные представители этих отраслей. Несомненно, телевизионная индустрия также будет меняться на фоне глобальных технологических сдвигов, и традиционные компании, которые хотят продолжать удерживать лидерство, должны будут серьезно измениться для того, чтобы конкурировать с более успешно действующими в новых условиях видеосервисами, такими как Netflix и Hulu, либо быть готовыми к серьезному сокращению доли рынка.

Источник: http://www.kursiv.kz/

Новости Фридом Финанс