Понедельник, 04 Август 2014 16:35 Инвесторы продолжают верить в Facebook

Ученые из немецкого Института программного анализа и информационных систем (IAIS) предрекли скорый закат крупнейшей социальной сети Facebook. Они посчитали, что сервис уже достиг пика своей популярности, и в скором времени интерес пользователей к нему начнет угасать. Это не первое исследование, которое дает похожие выводы. Инвестиционный аналитик «Фридом Финанс» Ерлан Абдикаримов ответил на вопросы kursiv.kz о том, как это может повлиять на инвестпривлекательность Facebook, и насколько приведенные выводы находят отражение в реальности и в финансовых результатах компании.

- Ерлан, на Ваш взгляд, как такие выводы исследователей, и реализация их сценариев может повлиять на инвестиционную привлекательность акций Facebook?

- Думаю, что само исследование едва ли способно оказать прямое влияние на инвестиционную привлекательность Facebook. Хотя, безусловно, если появятся признаки реального сокращения аудитории, и снижения активности пользователей это будет очень тревожным знаком для инвесторов. Тем не менее, данное исследование пока всего лишь взгляд ученых на будущие перспективы социальной сети исходя из их уверенности, что «холмообразная» динамика жизненного цикла социальных сервисов будет иметь место и для Facebook.

- Вообще насколько эта гипотеза находит отражение в финансовых результатах компании?

- Если посмотреть на финансовые результаты Facebook, то они пока остаются стабильными. Надо понимать, что прогноз о снижении числа пользователей направлен в будущее, а на текущий момент, компания отчитывается об уверенном росте выручки и прибыли. Facebook наращивает долю доходов от мобильной рекламы. Выручка компании за 2013 год составила $7,8 млрд, и выросла на 55%. При этом компания смогла довольно быстро нарастить долю мобильной рекламы в выручке. Прибыль социальной сети так же уверенно растет и достигла $1,4 млрд в 2013 году.

Тем не менее, на мой взгляд, финансовые результаты не всегда отражают всю глубину изменений происходящих в компании. Для того, чтобы понять, что ситуация начинает меняться, нужно поглубже заглянуть в факторы, которые влияют на выручку. Это не только количество активных пользователей, но и время которое они проводят в социальной сети, что в свою очередь зависит от того насколько хорошо сеть удовлетворяет потребности людей.

- В поле зрения ученых попадает не только Facebook, но в общем социальные сети. Как Вы оцениваете в целом долгосрочную эффективность такого рода бизнеса?

- На мой взгляд, проведенное исследование, опирающееся на количественную динамику запросов в Google, не учитывает более глубоких причинно-следственных связей, которые заставляют людей пользоваться теми или иными социальными сервисами. В таком виде это скорее академическое упражнение, нежели реальное практическое исследование.

Если смотреть на Facebook как на бизнес, то он представляет собой классическую «многостороннюю платформу». Она, как правило, объединяет две группы определенным образом связанных потребителей. Такие платформы имеют ценность для одной группы, только если присутствует другая. Она создает ценность, способствуя взаимодействию между группами. Ценность платформы возрастает до тех пор, пока она привлекает все большее число клиентов. У Facebook с одной стороны платформы это пользователи социальной сети, а с другой стороны рекламодатели. Центральным звеном бизнеса является ценностное предложение для рекламодателей - это целевая реклама доступная пользователям всего мира. Этот сервис привлекателен для рекламодателей, так как дает возможность очень точно таргетировать рекламу на конкретную аудиторию. Ценность Facebook для рекламодателей зависит от того, насколько успешно социальной сети удастся удерживать внимание пользователей своими сервисами. Ключевой ресурс Facebook это сама социальная сеть, привлекающая пользователей, которым демонстрируется реклама.

Поэтому понятно, что главной задачей для Facebook является удержание внимания ключевой группы - аудитории социальной сети.

- Что должно произойти, что бы произошло падение интереса пользователей к Facebook?

- На стороне такой крупной социальной сети как Facebook общеизвестный закон Меткалфа, согласно которому полезность сети прямо пропорциональна количеству ее пользователей. То есть мощнейший сетевой эффект, которым обладает сеть с миллиардом посетителей, не даст сервису просто так распасться. Очевидно, нужен какой-то серьезный сдвиг в поведении и предпочтениях пользователей что бы «сломать» сетевые эффекты. Можно вспомнить то, что происходило с предшественниками Facebook такими социальными сетями, как Friendster и MySpace. Проблемным для любого сервиса становится тот момент, когда он перестает удовлетворять требованиям пользователей, и когда появляется новый способ или сервис, который позволяет решать задачи пользователей более легким и удобным способом. Социальная сеть Friendster, созданная в 2002 году стала первой по настоящему популярной сетью в США, и в определенный момент одна из первых достигла миллионных показателей по количеству пользователей. Однако, на волне такого резкого роста посещаемости социальная сеть не смогла справиться с обслуживанием, что в итоге привело к ухудшению поддержки сервиса. В итоге произошел отток пользователей и снижение интереса к нему. Другой предшественник Facebook - MySpace также был некогда одной из самых популярных социальных сетей. Однако основные принципы, заложенные в MySpace, предопределили его закат с появлением Facebook. Во-первых, регистрация в MySpace была открыта под любым именем пользователя, что уменьшало вероятность регистрации «реальных людей» и снижало эффективность прямого переноса коммуникаций из офлайна в онлайн. Во-вторых, сервис отличался большим количеством рекламы и не самым простым интерфейсом. В итоге с появлением Facebook, в котором с самого начала основным приоритетом было наличие реальных «живых» людей, простота и лаконичность интерфейса, MySpace постепенно начал терять аудиторию.

Получается, что в первом случае сервис перестал соответствовать требованиям из-за нестабильности работы, а во втором не удовлетворял потребности в коммуникации с реальными людьми, то есть настоящим переносом офлайн общения в онлайн, и простотой использования - юзабилити.

Мне кажется, что исходя из всего этого можно выделить две основные причины по которым жизненный цикл социальной сети может привести к ее сокращению и «затуханию». Первая причина это подрывные инновации, а вторая это смена поколений.

Если говорить кратко, то «подрывные инновации» это те технологии, которые изменяют соотношение ценностей на рынке. Существовавшие ранее продукты и сервисы становятся неконкурентоспособными просто потому, что параметры, на основе которых раньше проходила конкуренция, становятся неважными. Как это происходит –«подрывные инновации» почти всегда становятся результатом какого-то технологического новшества, которое создает новые продукты или услуги, способные заменить существующие технологии и изменить динамику рынка. В случае с социальными сервисами таким коренным изменением технологии может стать «мобильный» переход и «post-PCэра». По каким параметрам конкурировали социальные сети «десктопного» поколения ранее – это была стабильность работы, легкость, доступность и набор множества полезных функций коммуникаций в рамках стационарных устройств. Причем нацелено это было в первую очередь на PC-устройства, и объединяло множество функций в одном решении. Facebook стал успешен потому, что отсекал все ненужное для пользователей, работал стабильно и постепенно стал лидером благодаря сетевым и вирусным эффектам.

- Что же может «подорвать» Facebook в его текущем виде?

- На мой взгляд, это появление социальных сервисов нового поколения. Важным сигналом иллюстрирующим всю серьезность изменений происходящих в индустрии стала покупка Facebook всем известного сервиса WhatsApp за «баснословные» для отрасли $19 млрд. Дело в том, что темпы роста которые показывает WhatsApp превзошли даже темпы роста с которыми рос в свое время Facebook, что говорит о серьезном вирусном эффекте и высоком потенциале дальнейшего роста. Facebook просто не мог наблюдать за взрывными темпами роста потенциального конкурента.

Социальные сервисы на базе мобильных приложений конкурируют по новым направлениям - теперь на первый план выходит новый функционал: еще большая легкость и возможность простой коммуникации наряду с отсутствием всего лишнего, что обычно есть на сайтах. Очевидна тенденция ухода от социальных платформ формата «все в одном месте», как Facebook к приложениям для определенного типа активности. Instagram для обмена фотографиями, WhatsApp, как альтернатива всем мессенджерам, Secret для самовыражения в виде обмена анонимными сообщениями и так далее. Это связано с тем, что доля мобильного траффика в интернете растет быстрыми темпами. С другой стороны сама специфика мобильных устройств делает затруднительным использование приложения по принципу «все в одном». Это довольно логично, среднее мобильное приложение при ограниченном размере экрана должно быть простым и удобным в использовании - более востребован принцип «одна задача - одно приложение».

Другой проблемой для Facebook является смена поколений. Сам Facebook когда-то был «молодежной» социальной сетью, в то время как сейчас стал де факто средством общения в интернете пользователей всех возрастов из разных стран. Теперь в социально сети присутствуют представители почти всех поколений. В свете этого интересной тенденцией является сокращение прироста молодежной аудитории, которая для общения все чаще предпочитает приложения подобные Snapchat и WhatsApp, нежели Facebook, где, условно говоря, «сидят» их родители.

С другой стороны важно понимать, что в Facebook прекрасно видят, как меняется ландшафт отрасли, и пытаются держаться впереди. Активная политика приобретений показывает, что Facebook не собирается пассивно наблюдать за изменениями, а намерен участвовать и пытаться продолжать лидировать и на мобильном рынке. Новая стратегия Facebook подразумевает разделение функционала социальной сети между различными мобильными приложениями. Так для повседневного общения появилось приложение FacebookMessenger, для обмена фотографиями был куплен Instagram, для чтения новостей был разработан Paper. Когда Facebook не удается приобрести потенциально успешную компанию, он пытается ее клонировать, как это было с аналогом приложения Snapchat – Poke. Однако не всегда это получается успешно.

Если резюмировать все вышесказанное, то, на мой взгляд, рано говорить о «закате» Facebook или возможности его полного исчезновения в ближайшие годы. Однако, есть серьезный риск, что при определенных обстоятельствах бизнес Facebook может серьезно сократиться - хотя возможно он и останется в качестве основной платформы для связи между людьми всего мира. Но вполне возможно, что ключевые виды активности могут перетечь на другие платформы и сервисы. Это, кстати, не исключает, что одним из таких сервисов может стать купленная самим же Facebook компания. Многое будет зависеть от дальнейшей стратегии Facebook. Полезно вспомнить совет, который когда то получил Стив Джобс от Майка Марккулы на вопрос, как построить долговечную компанию - «компании-долгожители умеют обновляться. Hewlett-Packard делает это постоянно, поначалу компания производила оборудование, затем калькуляторы, а потом - компьютеры».

- Каковы Ваши рекомендации по бумагам Facebook в текущий период, и по акциям других компаний сектора?

- Если говорить о текущей ситуации, то с одной стороны на котировки компаний влияет состояние рынков в целом. Иногда динамика потоков ликвидности, а именно, то куда движутся деньги и фаза инвестиционного цикла, выходят на первый план, нежели непосредственно фундаментальное состояние компаний. С другой стороны сильные компании наращивают свою стоимость долгосрочно, что рано или поздно отражается на котировках акций на рынке. Если учесть текущее состояние, то можно в принципе сказать, что на текущих уровнях рынки выглядят перекуплено. Однако, как известно, рынки могут длительное время находится в перекупленности демонстрируя рост если присутствует тренд. Текущий растущий тренд по индексу S&P 500 имеет все шансы продолжится в ближайшее время. На этом фоне компании имеющие большой внутренний потенциал и реальные драйверы роста будут несомненно теми активами куда «пойдут» инвестиционные потоки.

У Facebook на этом фоне есть все шансы обновить максимумы, достигнутые в марте этого года - $72 за акцию. Технологический сектор в целом смог восстановится после коррекции в начале этого года. Facebook относится к бумагам хорошо коррелируемым с индексом NASDAQ 100 и в случае роста рынков, вполне можно ожидать рост по NASDAQ, что отразится на таких акциях как Google, Facebook.

«Взрывные» темпы роста WhatsAppотносительно Facebook в первые 4 года после запуска
фэйсбук_1_sm.jpg

Дневной объём загружаемых и распространяемых фотографий – рост доли Snapchat
фэйсбук_2_s.jpg

Источник: kursiv.kz

Новости Фридом Финанс