Что такое технический анализ (теханализ) | Часть 1

Есть два ключевых подхода к изучению компаний на фондовом рынке – технический анализ и фундаментальный анализ. Давайте познакомимся детально с первым из них.

Технический анализ, или коротко «теханализ» – это способ находить торговые и инвестиционные идеи по графикам цены биржевых активов.

Согласитесь, даже если вы новичок, ценовые графики на фондовом рынке – штука интересная. Хочется посмотреть, как же там выросла Tesla… Или как торговались акции Apple последние 20 лет…

История технического анализа

Подобные интересы возникли у человечества давно. Всевозможные статистические графики люди использовали ещё в XIX веке!

Считается, что первые из них изобрёл шотландский политический экономист Уильям Плейфэр в конце XVIII века. С 1786 по 1801 годы он создал первую гистограмму, линейчатый график, секторную и круговую диаграммы. Интересно, что сначала серьёзные учёные считали такие визуализации данных детской забавой!

График торгового баланса в работе «Коммерческий и политический атлас» – 1786 год.

Любопытно также, что первые биржевые графики начали массово появляться только в период с 1921 по 1930 годы. Именно тогда их стали периодически публиковать издание The Wall Street Journal и газета New York Times. До этого люди постоянно следили за изменениями цен на финансовых рынках, но использовали для этого таблицы с данными.

Биржевой график в газете 1933 года и таблицы рыночных данных.

В широком доступе графиков раньше не было по двум основным причинам:

  • Тогда их было трудно создавать. Графики чертились вручную – с помощью линейки и циркуля, на специальной бумаге. Для журналистов это были слишком большие затраты сил и времени.
  • У графиков не было достаточно широкой аудитории. Статистические графики в те времена понимали только учёные. Для среднего человека они были чем-то запредельным.

Поэтому, если вернуться к New York Times, то ещё долго – примерно до 1980-х – количество графиков в газете не превышало пяти штук на выпуск. А уже к 2000-му году во многих номерах можно было встретить сразу по 15 графиков.

С ростом интереса росла и способность людей интерпретировать данные. Постепенно вовлечённые в рынок инвесторы, трейдеры и аналитики стали замечать на графиках повторяющиеся фигуры, после формирования которых цена раз за разом шла в одном и том же направлении.

Это происходило, потому что шаблон формировался под влиянием определённой борьбы спроса и предложения. И в большинстве случаев эта борьба в конкретном шаблоне заканчивалась одинаково. Дальнейшее поведение цены было похожим от случая к случаю. Так некоторые движения цен и тренды стали прогнозируемы!

Биржевики смекнули, что, если известную по прошлым графикам фигуру найти заранее – на этапе её формирования, то можно купить акции и с большой вероятностью заработать на дальнейшем ожидаемом росте. Или наоборот открыть «короткую позицию» и заработать на дальнейшем предсказуемом падении.

Так родилась основа технического анализа – поиск закономерностей на графиках. Позже эта база обросла десятками методик, инструментов и стратегий. Скоро мы разберём их подробнее, но сначала поговорим о самих графиках.

Виды биржевых графиков

На фондовом рынке графики также называют «чартами». Вот их основные разновидности:

1. Линейные графики (line charts)

Самые простые. Такой чарт выглядит, как сплошная линия, которая соединяет цены закрытия торгов за определённый период.

График акций Freedom Holding Corp. (NASDAQ: FRHC)

Со временем участники рынка поняли, что этих данных для качественного анализа недостаточно – линейный чарт не позволяет точно видеть поведение цены в определённые часы, дни, недели или месяцы большего периода.

Поэтому трейдеры переключились на два других вида графиков. В итоге они стали основными:

2. Свечные графики (candlestick charts)

Самый популярный тип графиков для технического анализа основан на так называемых «японских свечах».

Свечные графики изобрели японские торговцы рисом ещё на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков. Они же придумали так называемый метод «КЭЙСЭН», который позволял с высокой вероятностью предсказывать по свечам будущий спрос на рис и поведение цены.

Каждая японская свеча состоит из прямоугольного «тела» и двух «фитилей» (теней). Верхняя и нижняя границы «тела», а также концы фитилей показывают четыре значения – цены открытия и закрытия торгов, а также максимальный и минимальный уровень цен за определённый период.


Получается, свечи – это маленькие графики, которые вместе формируют один большой график.

Если свечной чарт дневной, то каждая свеча на нём соответствует одному торговому дню. При этом общий период этого графика может охватывать год или даже несколько лет. На таком чарте будут сотни дневных свечей.

Если свечной график 15-минутный, то каждая свечка показывает поведение цены за 15 минут. А весь график может охватывать несколько торговых дней или недель.

Цвет свечей – обычно зелёный или красный – зависит от цен открытия и закрытия. Если торги по итогам формирования свечи закрылись выше, чем открылись, то свеча будет зелёной и растущей. И наоборот – если цена закрытия ниже цены открытия, то свеча будет красной и падающей.

Иногда бывает, что торги закрылись там же, где открылись. В этом случае тело свечи будет не прямоугольником, а горизонтальной полоской. Такую свечу называют «крестиком доджи».

3. Баровые графики (bar charts)

Баровый график похож на свечной и работает по тому же принципу. Только у «баров» нет такого же ярко выраженного прямоугольного «тела». Выбор между свечами и барами зависит от самого трейдера – с чем вам удобнее, с тем и работайте.

Помимо линейных, свечных и баровых существует множество других чартов: график «крестики-нолики», графики Каги и Рэ́нко и другие нестандартные чарты. Но не стоит сильно всем этим заморачиваться. Большинству современных трейдеров будет достаточно освоить свечные графики.

В следующей статье мы разберём основные методы и инструменты технического анализа. А ещё подведём итоги – насколько теханализ жизнеспособен, в чём его преимущества и недостатки. Не пропустите, опубликуем совсем скоро!

Получите бесплатную консультацию специалистов

Неккоректное имя
Неккоректный номер телефона
Неккоректный email