Среда, 23 Ноябрь 2016 00:48 Георгий Ващенко: Гаджеты от Яндекса инвесторов не впечатлят

Yandex перенял концепции Apple и Xiaomi — в части презентации и продвижения новых продуктов и выстраивания продуктовой линейки соответственно. Однако до обоих производителей Yandex пока далеко. Возможно, компания хочет стать первым национальным брендом гаджетов. Но для этого ему придется вступить в жесткую конкурентную борьбу с производителями из Юго-Восточной Азии, в том числе, с Xiaomi.

Стоит отметить, что у китайской корпорации линейка продуктов, от телефонов и устройств для «умного дома» до велосипедов, постоянно расширяется. Стратегическим для Xiaomiявляется рынок Индии, хотя и в материковом Китае ее продажи за полтора года выросли более чем вдвое. Компания проводит агрессивную маркетинговую политику. Ее убыток за квартал оставил порядка $330 млн, операционный денежный поток около $180 млн. Однако после IPO в распоряжении Xiaomi осталось еще больше $3,4 млрд, так что скорое банкротство ей не грозит.

Если Yandex хочет повторить успех Xiaomi на российском рынке, ему придется увеличивать инвестиции в R&D и маркетинг либо вступить в альянс со сторонним производителем. По-видимому, компания пока идет по второму пути, предоставляя свою платформу голосового управления устройствами для технических вендоров Irbis и Dexp. Это минимизирует затраты на R&D. Но такая модель, на мой взгляд, плохо монетизируется. Квартальный убыток Xiaomi оценивается примерно в 10% от выручки, и пока не просматривается выхода на прибыль. Полагаю, что Yandex потребуется не менее двух лет, чтобы сформировать спрос на продукцию под собственной маркой, при этом компания будет сильно зависеть от возможностей производителей. Irbis и Dexp сейчас работают в области компьютеров и телефонов, IoT для них новое направление.

Также не исключаю, что вызов Yandex со временем может бросить альянс Mail.Ru – Мегафон. Оператор уже тестирует сети 5G и ожидает, что через три года в ней будет зарегистрировано 100 млн устройств. Если отечественные производители IoT получат преференции от государства, чего нельзя исключать в свете модных ныне торговый войн, то развернется борьба за рынок порядка 500 млрд руб., в которой обязательно будут участвовать крупные российские ИТ-компании.

В этой связи инвесторы, на мой взгляд, сейчас не будут обращать внимания на возможные потери, связанные с продвижением первых «умных» устройств. Пока для Yandex это не главное направление, компания вряд ли рассчитывает, что годовой объем продаж превысит 250 млн руб.

Новости Фридом Финанс