Как заработать на космической индустрии

Автор: Ансар Абуев, аналитик Freedom Finance Global


Первые шаги человечества в освоении космоса были продиктованы скорее политическими, нежели коммерческими причинами. Запуск «Спутник-1» в 1957 году, полет Юрия Гагарина в 1961 году и высадка «Аполлона-11» на Луну в 1969 году заложили основу для дальнейших исследований и стремления к освоению космоса, но были следствием так называемой «космической гонки» между СССР и США. В течение последующих 30 лет космические программы оставались в основном государственной сферой, появились такие организации, как NASA и «Роскосмос», что надолго закрепило за отраслью статус научного и некоммерческого явления. Однако сегодня доля коммерческого сектора в космической индустрии по сравнению с государственными программами достигает 77%.


Инвестиции в глобальный космический сектор


Источник: strategyand.pwc.com


Согласно исследованию PwC «Расширяя границы: практический путеводитель по инвестированию в космос», доля глобального космического сектора оценивается в $469 млрд. Основной объем инвестируемого капитала поступает в индустрию от венчурных компаний и составляет около 80%: от частного капитала (Private Equity) и корпораций из секторов аэрокосмической промышленности, телекоммуникаций, IT и финансов. С 2015 года в глобальный космический сектор было инвестировано в общей сложности более $47 млрд частного капитала, направленного более чем в 600 компаний. На первом месте по привлекательности находятся США, на втором — Великобритания. Примечательно, что в 2015 году только 56% космических инвестиций приходилось на компании, приносящие доход, а в 2022 году этот показатель достиг 95%, что свидетельствует о растущей зрелости сектора.



 

По оценкам Morgan Stanley Research, объем мировой космической индустрии к 2040 году может превысить $1 трлн.


SpaceX и многоразовые ракеты

Настоящий переломный момент в коммерциализации космоса произошел в начале 2000-х годов, когда на космическое направление начали активно обращать внимание частные компании. На тот момент основной проблемой была высокая стоимость доставки грузов на орбиту. Ситуацию кардинально изменила SpaceX. По различным данным, в 1960–1980-х годах стоимость доставки 1 кг на орбиту с учетом инфляции составляла от $10 до $100 тыс. SpaceX снизила стоимость 1 кг до $200 и стала иконой коммерциализации орбитальных запусков.