Что такое андеррайтинг ценных бумаг: функции и виды

Понятие «андеррайтинг» часто встречается в финансовой сфере. На первый взгляд термин может показаться довольно сложным, особенно новичку. Но мы попробуем всё объяснить максимально просто и дать вам базовое понимание за одну статью. 
Упрощенно, андеррайтинг – это оценка и принятие обязательств по разным финансовым рискам. В банковской сфере он предназначен для определения платежеспособности клиента и оценки потерь, которые может понести банк в случае невозврата кредита.  В страховании оценивает вероятность наступления страхового случая.   
На рынке ценных бумаг словом «андеррайтинг» обычно называют процесс подготовки компании-эмитента к размещению ценных бумаг. Например, к первичному размещению акций (Initial Public Offering, IPO). Основная цель этого процесса – привлечение капитала. 
Чтобы разместить бумаги на фондовом рынке, компании нужен профессионал, который поможет организовать IPO. Функцию андеррайтера на фондовом рынке выполняет брокер, дилер или инвестиционный банк. А иногда – целый синдикат андеррайтеров сразу из нескольких компаний и банков.
Андеррайтер занимается выпуском и распределением ценных бумаг. Кроме этого, он      оценивает все возможные риски компании, спрос со стороны инвесторов, определяет потенциальную стоимость ценной бумаги и инвестиционный потенциал.  
Для инвесторов плюс андеррайтинга в том, что этот процесс позволяет узнать о возможности покупки ценных бумаг и поучаствовать в размещении на раннем этапе. Часто при участии в первичном размещении инвесторы могут купить акции со скидкой по отношению к дальнейшей рыночной цене. 

Функции андеррайтера

Суть работы андеррайтера – привлечь как можно больше инвесторов и капитала для компании. С этой целью он берет на себя все подготовительные мероприятия, связанные с выпуском, продвижением и размещением ценных бумаг. В том числе помогает эмитенту определить объем размещения, проводит роуд-шоу (road-show), принимает предварительные заявки на покупку от инвесторов и занимается распределением эмиссии, осуществляет информационную поддержку и многое другое. 
Также, после размещения он может выполнять для компании функцию маркет-мейкера. То есть поддерживать по её ценным бумагам котировки и объёмы спроса и предложения на бирже.
Виды андеррайтинга

В мировой практике существует несколько вариантов андеррайтинга с разными условиями выпуска ценных бумаг и договоренностями между андеррайтером и эмитентом. 

Наиболее распространенные виды андеррайтинга

  1. Твердое обязательство (firm commitment) 
    Такой договор предполагает, что андеррайтер выкупит и разместит весь выпуск ценных бумаг. В этом случае он выкупает полный объем акций по заранее согласованной цене и дальше перепродает его инвесторам. Этот вариант самый выгодный для андеррайтера, так как он получает хорошую комиссию от эмитента, и возможность устанавливать цену на открытом рынке. При этом ответственность за непроданные бумаги и все другие финансовые риски также ложится на плечи андеррайтера. 
  2. Максимальные усилия (Best-Efforts) 
    Этот принцип означает, что андеррайтер берет на себя обязательство реализовать значительную часть выпуска. При этом он не несет финансовой или юридической ответственности за непроданные ценные бумаги – она переходит к эмитенту. В отличие от предыдущего, это менее дорогой и более популярный вид андеррайтинга.  
  3. Все или ничего (All or None) 
    Другими словами, полное или нулевое размещение. Это означает, что андеррайтер получает вознаграждение только при полном размещении акций. Если этого не происходит, договор с эмитентом аннулируется, а комиссионные не выплачиваются. Но и какой-либо ответственности за непроданные бумаги андеррайтер не несет. 
Также встречается договор на условиях «с ожиданием» (Stand-By)». По нему андеррайтер обязуется выкупить остаток невыкупленных бумаг для дальнейшего размещения.   
В итоге андеррайтинг позволяет компании не только привлечь капитал, но и получить некую гарантию или страховку при размещении ценных бумаг.
Требования к андеррайтеру в Казахстане
В Казахстане андеррайтером может стать компания, которая имеет лицензию на осуществление брокерской и дилерской деятельности. При этом не каждый брокер становится андеррайтером. Для этого необходимо, заручиться доверием инвесторов и иметь хорошую репутацию среди профессиональных участников рынка и розничных инвесторов.
Также, он должен иметь достаточный капитал для того, чтобы совершать выкуп большого объема ценных бумаг. В Казахстане существуют специальные рейтинги андеррайтеров. АО «Казахстанская фондовая биржа» (KASE) ежегодно публикует списки наиболее успешных из них.
В разные годы компания Freedom Broker занимала в них первые места:
● 2021 год: андеррайтер года на рынке корпоративных облигаций – АО «Фридом Финанс».
● 2016 год: андеррайтер года на рынке акций – АО «Фридом Финанс».
Вывод: андеррайтер ценных бумаг помогает одновременно компаниям и инвесторам. Первым – привлечь деньги для развития и роста бизнеса, вторым – даёт возможность вкладывать в новые перспективные компании и зарабатывать.  

К слову, узнать больше о возможностях участвовать в IPO с Freedom Broker вы можете в нашей торговой платформе: https://tradernet.global/ipo. 
 

Получите бесплатную консультацию специалистов

Неккоректное имя
Неккоректный номер телефона
Неккоректный email