13.10.2022 14:12

На Уолл-стрит заметили риски суборбитального бизнеса Virgin Galactic

На этой неделе на Уолл-стрит обратили внимание на проблему компании Virgin Galactic Holdings, Inc. (NYSE: SPCE), которая все еще не может начать туристические суборбитальные полеты. Пока некоторый оптимизм сохраняется, но финансовые аналитики редко затрагивают технические аспекты транспортной системы Virgin Galactic.

Финансовая исследовательская фирма Wolfe Research понизила рекомендацию по акциям SPCE до «ниже рынка» и установила целевую цену $4, что предполагает снижение в сравнении с $4,72 на торгах 11 октября.

Аналитик Wolfe Research Майлс Уолтон (Myles Walton) опасается многочисленных задержек с началом коммерческих полетов Virgin Galactic.

Компания должна была начать полеты в 2020 г., но в итоге это вряд ли произойдет раньше 2023 г. При этом компания не получает дохода и расходует значительные средства на маркетинг, испытательные полеты и сертификацию. Более того, продолжаются доработки транспортной платформы Virgin Galactic, которая состоит из самолета-носителя WhiteKnightTwo и суборбитального самолета SpaceShipTwo.

В то же время главный конкурент, компания Blue Origin, уже несколько раз запускала свою суборбитальную многоразовую ракету с туристами. А выход на рынок космического туризма компании SpaceX с кораблем Starship может вовсе сделать конкуренцию невозможной, поскольку этот огромный корабль в суборбитальном варианте способен взять на борт сразу сотни пассажиров.

Несколько лет назад многие инвесторы были захвачены красотой проекта Virgin Galactic. Самолет SpaceShipTwo действительно инновационный. Он сделан из композитов и весит достаточно мало, чтобы носитель мог его поднять на высоту 20 км. После этого SpaceShipTwo использует ракетный двигатель для быстрого «заброса» на высоту до 100 км, а потом тормозит при входе в атмосферу с помощью оригинальных поворотных крыльев.



Однако набор этих сложных инженерных решений одновременно является и проблемой для транспортной системы, которая, по сути, должна быть простым и максимально надежным аттракционом.

Первая проблема — длительный (около 40 минут) подъем на самолете-носителе, тогда как у ракета Blue Origin весь суборбитальный полет занимает примерно 10 минут. Последующий ракетный разгон SpaceShipTwo не только создает большие перегрузки до 6 g, но и расходует одноразовый двигатель, который «съедает» стоимость примерно одного пассажироместа. Торможение поворотными крыльями также сложный момент — неправильный выбор момента поворота этих крыльев привел к катастрофе в 2014 г.

Но даже после преодоления всех предыдущих этапов для летчиков остается сложная задача, поскольку самолет совершает посадку в режиме планирования, то есть с неработающим двигателем, а значит у экипажа нет возможности уйти на другой аэродром или выполнить повторные заходы на посадку. И ко всему этому, для рейса транспортной системы Virgin Galactic требуется четыре пилота высокой квалификации. Для сравнения: теоретически ракета Blue Origin может летать в полностью автоматическом режиме, то есть все шесть мест могут занимать туристы.

Таким образом, Virgin Galactic еще предстоит доказать жизнеспособность своего проекта как коммерческого сервиса.

На торгах 12 октября акция SPCE стоила $4,79.