09.12.2022 16:34

Запуск роботакси Uber: новые реалии перспективного рынка

Компания Uber Technologies Inc. (NYSE: UBER) на этой неделе впервые запустила коммерческую услугу роботакси. Ранее компания снизила инвестиции в это направление, но конкуренты заставляют снова обратить на него внимание.

Uber начала масштабную программу разработки автомобилей-роботов около семи лет назад. Однако в 2018 г. Uber прекратила разработку грузовика-робота, а в 2020 г. продала свое подразделение Aurora Innovation, которое занималось разработками автоматических систем вождения.

Uber сохранила долю в Aurora Innovation и получила место в совете директоров, но эта тема отошла на второй план. Теперь компания использует партнерство с разработчиком автомобилей-роботов Waymo для аренды роботакси. Такой подход выглядит более коммерчески эффективным, но доступ к партнерству с Waymo имеют и конкуренты.

В частности, Lyft запустила сервис роботакси в Лас-Вегасе в августе 2022 г. Теперь, спустя три месяца, Uber также запускает роботакси в этом городе, и также с помощью Waymo. Проще говоря, фактически, Waymo предлагает техническую базу для услуги роботакси, а Lyft и Uber используют свои бренды, приложения и лояльную аудиторию для продажи услуг перевозки пассажиров в автомобилях-роботах.

Риском для Uber при использовании такой бизнес-модели является равный доступ к предложению Waymo и отсутствие контроля над технологической базой роботакси. Появление более яркого нового бренда может привести к оттоку молодых людей в другие приложения, и Uber не сможет повлиять на эту ситуацию с помощью бонусов для водителей или других традиционных способов конкуренции.

Некоторые эксперты считают стратегической ошибкой, отказ Uber от разработки собственных машин роботакси. Их наличие позволило бы Uber конкурировать уже с Waymo, предлагая техническую базу, в том числе, и для конкурентов, таких как Lyft. Впрочем, конкуренты сейчас находятся в таком же положении.

На торгах 8 декабря акция UBER стоила $26,45.