24.04.2023 04:55

Lockheed учится обслуживать спутники в космосе

Компания Lockheed Martin Corporation (NYSE: LMT) на прошлой неделе сообщила об успешном первом этапе испытании системы обслуживания спутников на околоземной орбите. Это направление — одно из наиболее востребованных в космической индустрии, поскольку спутники становятся все более дорогими, их требуется много, поэтому дозаправка и ремонт стали окупаемыми.

В ноябре 2022 г. Lockheed Martin вывела на геостационарную орбиту два небольших спутника на шасси LM 50 размером меньше микроволновки. Спутники запустили с разницей в три дня, и постепенно они сблизились с расстояния 750 км до 400 м. Таким образом был завершен первый этап: демонстрация возможности сближения с космическими аппаратами на геостационарной орбите, где размещаются наиболее дорогие крупные спутники.

В настоящее время спутники продолжают сближение примерно до 200 м. Это более сложная задача, чем кажется. Сближение должно быть с околонулевым риском столкновения, иначе ценна орбита будет засорена обломками. Поэтому в ходе сближения используются оригинальные алгоритмы ИИ для безопасного маневрирования и тестируются специальные видеокамеры для работы в космосе.

В будущем Lockheed Martin панирует протестировать другие технологии, включая дозаправку, обновление программного обеспечения.

Надо отметить, что в настоящее время Lockheed Martin отрабатывает базовые технологии, которые в будущем можно масштабировать до платформ большего уровня, вплоть до тяжелого спутникового шасси LM 2100 с массой около 2300 кг и энергосистемой мощностью до 20 кВт. Такой двухметровый спутник-ремонтник сможет обслуживать даже удаленные от Земли аппараты, например, на орбите Луны и Марса. В настоящее время таких возможностей нет, и существует высокий неудовлетворенный спрос. Так, космический телескоп James Webb при цене $10 млрд рассчитан всего на 10 лет службы. При такой огромной стоимости аппарат не предполагает возможности обслуживания и ремонта, поскольку таких технологий на момент его создания и начала эксплуатации нет. Но в НАСА уже предложили компаниям подготовить идеи для обслуживания этого самого дорогого космического научного прибора в истории.

На торгах 21 апреля акция LMT стоила $482,55.