16.08.2023 13:24

VinFast дебютировала на Nasdaq ростом акций

Дебют VinFast (VFS) на торгах Nasdaq ознаменовался ростом акций после того, как вьетнамский производитель электромобилей разместил бэкдор-листинг на сумму $23 млрд и заявил, что привлечет деньги от глобальных инвесторов в течение 18 месяцев.

 

Акции открылись на уровне $22, что более чем вдвое превышает стоимость, согласованную с партнером VinFast по приобретению SPAC Black Spade (BSAQ), который оценил компанию в $23 млрдВ ходе сессии рост продолжился и завершился на отметке $37,06. В результате, производителя электромобилей, который не отчитался о прибыли, оценили в $85 млрд, что больше рыночной капитализации Ford (F) в $48 млрд и General Motors (GM) в $46 млрд. По данным Refinitiv, акции компании были обменены на сумму около $185 млн.


«Высокий спрос на акции VinFast обеспечили заявления главы стартапа о привлечении глобальных инвесторов, что открывает перспективы к расширению производственных мощностей компании и, как следствие, увеличению объемов продаж. При этом, в текущем году на американском фондовом рынке снова ощущается дефицит первичных размещений компаний на бирже (по состоянию на 14 августа  всего 101 IPO, что на 26,81% меньше, чем за тот же период 2022 года). Этот факт мог сформировать дополнительный спрос на акции компании при их первичном размещении, однако он, скорее, носит спекулятивный характер, а не намерение делать долгосрочные инвестиции. Поэтому считаю, что дальнейший рост акций компании после окончания периода lock up остается под вопросом, так как возможно, что после его завершения спекулянты начнут фиксировать прибыль», - говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов


Слияние с компанией Special-purpose acquisition company (SPAC) дало Vinfast листинг на рынке и теперь у основателя компании Фам Нят Вуонга большие планы. Вуонг, самый богатый человек Вьетнама, является фактическим владельцем 99% из 2,3 млрд обыкновенных акций VinFast.


С конца прошлого года VinFast поставила в Северную Америку почти 3000 автомобилей, но первоначальные продажи были вялыми. S&P Global Mobility сообщает, что до июня в Соединенных Штатах было зарегистрировано только 137 электромобилей Vinfast. Генеральный директор VinFast Ле Тхи Тху Туи заявила, что компания меняет свою модель дистрибуции на гибридную: помимо выхода напрямую к потребителю, акцент будет сделан на партнерство с дилерами на зарубежных рынках.


Компания VinFast была образована как подразделение крупнейшего вьетнамского конгломерата Vingroup (VIC). Согласно июньским отчетам, Вуонг, Vingroup и аффилированные лица инвестировали в производство электромобилей $9,3 млрд. В апреле Вуонг пообещал выделить $2,5 млрд на поддержку производителя электромобилей, отметим, что $1 млрд он выделит из своего личного состояния.

 

Выручка VinFast в первом квартале упала на 49% по сравнению с предыдущим годом, а чистый убыток составил $598 млн. В 2022 году компания зафиксировала убыток в размере $2,1 млрд.

 

Одной из самых обсуждаемых новостей VinFast стало строительство завода стоимостью $4 млрд в Северной Каролине. Производитель выходит на американский и европейский рынки, в то время как цены на электромобили находятся под давлением конкурентов и рынка. Стоимость модели VF8 от VinFast в Калифорнии начинается от $46 тыс, для сравнения Tesla Model Y стартует от $47 740 (до федерального налогового вычета в размере $7500).


Руководство компании обозначило стратегию движения в направлении «снижения затрат в будущем», а также планирует вывести свой более крупный электромобиль VF9 EV на рынок США к концу года. VinFast находится в процессе сертификации своих автомобилей европейским регулятором безопасности.