12.09.2023 06:41

Отзыв авиадвигателей RTX оказался большим, но не тотальным

Оборонная компания RTX Corporation (NYSE: RTX) сообщила подробности отзыва дефектных авиадвигателей GTF, которые производятся ее дочерней компанией Pratt & Whitney. Отзыв будет масштабным и дорогостоящим. Он приведет к простою самолетов, поэтому упали котировки акций авиакомпаний, которые эксплуатируют машины с двигателями GTF.

Тем не менее, ситуация могла быть еще хуже, если бы проблема затронула все двигатели Pratt & Whitney всех моделей. В настоящее время компания изучает, сколько двигателей было задето проблемой, но полагает, что отзыву подлежит только часть произведенных двигателей.

Проблема двигателей GTF связана с появлением микротрещин в турбине высокого давления. Это опасный дефект, который может привести к разрушению двигателя в полете, если не обнаружить трещины вовремя.

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) в конце августа опубликовало директиву с требованием провести ультразвуковую дефектоскопию в течение 30 дней.
Согласно директиве, диагностике подлежали двигатели у двух десятков американских самолетов и более 200 — у зарубежных авиакомпаний.

В июле 2023 г. Pratt & Whitney заявляла о необходимости отзыва 1200 из более чем 3000 двигателей GTF. Причиной отзыва назывался металлический порошок ненадлежащего качества, используемый для выпуска турбин.

Проблема с сырьем вызвала опасения насчет того, что она могла затронуть все двигатели, выпущенные за последние несколько лет. Эти опасения усилились после того, как обнаружилось, что микротрещины быстрее развиваются при эксплуатации двигателей в жарком пыльном климате. Это значит, что многие авиакомпании могли еще не столкнуться с проблемой, и ее масштаб может быть большим.

В настоящее время RTX Corporation оценивает потери прибыли из-за отзыва в диапазоне $3—$3,5 млрд в ближайшие годы. Однако конечный ущерб пока оценить сложно, без учета простоя самолетов в период замены дефектных турбин.

На торгах 11 сентября акция RTX стоила $76,9.