19.10.2023 02:32
Прибыль Tesla оказалась ниже ожиданий
III квартал становится для Tesla Inc. (TSLA) первым периодом за последние годы, когда фактические результаты и выручки, и прибыли за квартал оказались хуже консенсус-прогнозов. Мы ожидали, что рост продаж продолжит замедляться, но фактические результаты оказались ещё ниже.
18 октября после закрытия рынка крупнейший американский производитель электромобилей Tesla Inc. (TSLA) отчитался за III квартал текущего года. Результаты оказались хуже консенсус-прогнозов, маржинальность автомобильного сегмента показала в очередной раз снижение.
Рост продаж заметно снизился. В третьем квартале выручка компании достигла $23,35 млрд, что на 8,8% выше значения в $21,45 млрд за аналогичный период годом ранее. Кварталом ранее рост выручки составлял 47,2% в годовом выражении. Фактическое значение выручки за прошлый квартал оказалось ниже консенсус-прогноза FactSet – $23,9 млрд. Рост выручки автомобильного (основного) сегмента за квартал замедлился до 5% г/г, более активный рост пришелся на сегмент энергетического оборудования (солнечные панели и накопители) (+40% г/г). Мы ожидаем, что рост выручки продолжит замедляться в IV квартале и начнет восстанавливаться с I квартала 2024 года.
Поставки электромобилей за квартал оказались ниже ориентиров самой компании. Автопроизводитель сообщает, что в III квартале было произведено 430 тыс. автомобилей (+17,6% г/г и −10% кв/кв) и поставлено 435 тыс. автомобилей (+26% г/г и −6,6% кв/кв). Мы увидели замедление роста поставок, что компания связывает с плановыми остановками производства в Китае, связанными с модернизацией производственных линий под выпуск обновленного поколения электромобилей. Данные о поставках за квартал стали доступны ещё в начале октября и оказались хуже ожиданий аналитиков; тогда консенсус-прогноз предполагал, что поставки вырастут до 461 тыс. единиц. Tesla подтвердила свой прогноз поставок и рассчитывает реализовать в текущем году 1,8 млн электромобилей (+31% г/г), что предполагает, что в IV квартале компании понадобится поставить более 475 тыс. авто. Мы ожидаем, что компания поставит около 490 тыс. электромобилей в последнем квартале 2023 года. Выход в продажу обновленной Model 3 и первые поставки Cybertruck могут обеспечить прирост поставок.
Снижение маржинальности становится устойчивым трендом. Согласно данным FactSet, средняя цена реализации одного электромобиля в отчетном периоде составила $44,1 тыс. за электромобиль, кварталом ранее данный показатель составлял около $45,02 тыс. Средняя цена на электромобиль снизилась на 2,1% квартал к кварталу, по сравнению с IV кварталом прошлого года средние цены реализации упали на 14,2%. В результате операционная маржинальность показала падение до 7,6% с 9,6% кварталом ранее. Мы видим последовательное падение операционной маржинальности IV квартал подряд. Глава компании Илон Маск во время комментариев к отчету снова отметил, что компания будет продолжать стремиться делать свои автомобили более доступными по цене.
Прибыль за квартал оказалась ниже ожиданий аналитиков. Чистая прибыль за отчетный период (по стандарту GAAP) составила $1,85 млрд, что на 44% ниже значения, полученного годом ранее ($3,29 млрд). Скорректированная прибыль на акцию составила $0,66 против $0,70, согласно консенсус-прогнозу FactSet. Свободный денежный поток за квартал показал снижение до $0,84 млрд (−74% г/г), во втором квартале текущего года данный показатель составил $1 млрд. На конец III квартала у компании на балансе находилось $26 млрд денежных средств (+24% г/г).
Первые поставки Tesla Cybertruck могут начаться в этом году. Уже в ноябре первые электропикапы могут отправиться к потребителям. Текущие мощности, по заявлению менеджмента, могут обеспечить выпуск около 125 тыс. данных моделей в год, но Маск предостерег инвесторов от излишнего оптимизма. Глава Tesla прогнозирует, что в ближайшие 12–18 месяцев Cybertruck не принесет компании значительного положительного денежного потока. Также Илон Маск достаточно осторожно высказался относительно строительства нового завода в Мексике, намекая на то, что масштабы его могут оказаться меньше, чем сначала подразумевалось, что объясняется опасениями относительно роста процентных ставок по автокредитам, которые продолжают давить на спрос.
«По итогам нового отчета мы видим, что стратегия по стимулированию спроса через снижение цен пока не приносит существенного роста продаж. Осторожные комментарии менеджмента Tesla относительно макроэкономической ситуации на автомобильном рынке и выхода новых моделей пока не позволяют предположить, что в ближайшие кварталы мы увидим возвращение к росту операционной маржинальности», – комментирует Дмитрий Поздняков, аналитик Freedom Finance Global.