03.06.2024 19:48

Продажи электромобилей в Китае растут, несмотря на общий спад расходов

Сегмент электромобилей остается островком надежды для китайского автопрома: производителям аккумуляторных ТС удалось преодолеть общий спад потребительских расходов внутри страны за счет снижения цен и вывода на рынок новых моделей.  


Все ведущие представители сегмента, от BYD Co. до Nio Inc. (NIO), отчитались о высоких темпах роста продаж в мае. Наибольший объем отгрузок показала Seres Group Co., которая совместно с Huawei Technologies Co. производит популярный электромобиль Aito: компания вывела на рынок 34 100 машин, что почти в три раза больше, чем годом ранее. Согласно отчетности китайского производителя Nio (NIO), специализирующегося исключительно на электромобилях, его продажи увеличились на 234%, тогда как у Zeekr Intelligent Technology (ZK) данный показатель вырос более чем в два раза.   


BYD, самый популярный в КНР бренд, реализовал в мае 330 488 легковых автомобилей: это на четверть превышает прошлогодний результат. Китайская автомобилестроительная компания XPeng Inc. (XPEV) отчиталась о росте продаж на 35%, а отгрузки у китайского производителя гибридных автомобилей и электромобилей Li Auto (LI) в мае поднялись на 24%.


Как и следовало ожидать, операционные результаты способствовали повышению котировок: автопроизводители оказались лидерами роста на Гонконгской бирже. Так, по состоянию на утро 3 июня акции BYD подорожали на 6,1%, акции Nio в Сингапуре прибавили в цене 5,1%, бумаги Li Auto выросли на 5,25%, Xpeng – на 1,7%.


Между тем фоном для этого роста служит непростая ситуация как в КНР, так и за рубежом. Китайские потребители в апреле продемонстрировали масштабное сокращение расходов: от одежды и канцелярских товаров до автомобилей. Спрос на чисто аккумуляторные электрокары снижается, что вынуждает производителей предлагать скидки и ускорять процесс запуска новых моделей. BYD все более активно включается в ценовую борьбу: в феврале компания снизила цены на многие популярные модели, что заставило конкурентов предпринять аналогичные действия.  


Между тем доступу на международные рынки, где производители теоретически могут выставлять более высокие цены, угрожает возможное повышение пошлин в странах ЕС и в США.


Как бы то ни было, внутренние продажи формируют определенную подушку безопасности: согласно прогнозам Китайской ассоциации пассажирских автомобилей, продажи электромобилей в мае увеличатся на 33% до 770 тыс. единиц на фоне сокращения на 5,3% совокупных отгрузок обычных ТС с бензиновым двигателем. Впрочем, этот спад может носить технический характер: по мнению ассоциации, он, по всей видимости, объясняется тем, что в текущем году вся неделя праздников, приуроченных к Дню труда, выпала на май.


Как замечает Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global, «ценовая война» между китайскими автопроизводителями может продолжаться достаточно долго, на истощение конкурентов, и это значит, что кто-то неизбежно конкуренцию проиграет и будет вынужден продать свой бизнес более успешным соперникам, но похоже, что в ближайшее время такой сценарий китайскому автомобильному рынку не грозит.