13.06.2024 14:47

Акции китайских производителей электромобилей резко выросли, несмотря на намерение ЕС ввести дополнительные пошлины

Котировки китайских производителей электромобилей в четверг резко выросли, несмотря на объявленное днем ранее решение властей ЕС повысить пошлины на импорт китайских электрокаров. Акции BYD (BYDDY) показали самое значительное увеличение стоимости в рамках фондового индекса Hang Seng, утром подскочив на 8%. Бумаги Geely (GELYY, GELYF) с утра поднялись примерно на 4%. Nio (NIO) и Li Auto (LI) прибавили по 1,5%. Вместе с тем государственная SAIC Motor к середине торговой сессии теряла 1,5% рыночной капитализации.


По мнению аналитического сообщества, дополнительные пошлины ЕС на поставки китайских электромобилей представляются относительно мягкими по сравнению с теми, что ввели США в прошлом месяце.


В ЕС считают, что китайские производители электромобилей получают преимущество в виде «несправедливого субсидирования» их операционной деятельности властями КНР и что это создает «угрозу экономических потерь» для европейских конкурентов. Регуляторы ЕС начали соответствующее расследование в октябре 2023 года, и пока пошлины носят предварительный характер. Если китайским и европейским чиновникам не удастся достичь компромисса, то дополнительные пошлины начнут действовать 4 июля. Как подчеркивает ЕС, окончательные меры планируется ввести в течение четырех месяцев с момента внедрения предварительных ограничений.


В ответ Пекин заявил, что данный шаг является примером «откровенного протекционизма, который создает и усиливает торговые противоречия». По всей видимости, наибольшую досаду у китайских властей вызывает тот факт, что Еврокомиссия принимает данное решение на фоне активного расширения присутствия китайских автомобилестроителей на европейском рынке. Так, в декабре BYD договорилась о строительстве нового завода по выпуску электромобилей в Венгрии, а перед этим там же открыла технологический хаб по производству электробусов. В собственности китайской Geely находится шведский автомобильный концерн Volvo. Кроме того, недавно компания начала перемещать производство электрокаров из Китая в Бельгию.


Теперь в фокусе внимания рынка – ответные меры Китая. Впрочем, экспертное сообщество полагает, что ни ЕС, ни Китай не желают эскалировать сложившуюся ситуацию и что стороны будут стремиться разрешить возникшие противоречия.


Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global, считает, что акции китайских Byd и Geely подорожали потому, что для них предусмотрены более низкие пошлины, чем, например, для SAIC. Так, пошлины для BYD составят 17,4%, а для Geely – 20%, в том время как для SAIC дополнительная пошлина введена в размере 38,1%. Также следует напомнить, что нововведения идут в дополнение к уже действующей 10%-й пошлине на импорт китайских авто.


Комментируя готовящееся введение пошлин, Владимир Чернов еще вчера не исключил их роста вплоть до 50%, несмотря на ожидания аналитиков их повышения лишь на 25-30%. По мнению эксперта, стоимость ценных бумаг SAIC останется под давлением на фоне снижения конкурентоспособности компании на европейском рынке.