17.06.2024 15:49

Цены на подержанные электромобили продолжают снижаться на фоне изменений в потребительском поведении

В минувшую пятницу цены на подержанные электромобили впервые за историю наблюдений опустились ниже цен на поддержанные машины с бензиновым двигателем. Более того, динамика ценового разрыва становится все более резкой: похоже, покупатели активнее отказываются от идеи платить премию, которая до сих пор ассоциировалась с возможностью владеть экологически чистым транспортным средством.


Особенно стремительное падение цен на вторичном рынке электромобилей наметилось в последние 12 месяцев. В июне 2023 года стоимость поддержанного электрокара была в среднем на 25% выше, чем поддержанного традиционного автомобиля. К маю текущего года поддержанные электромобили в США стоили примерно на 8% меньше, чем обычная машина с бензиновым двигателем.  За прошлый год цены на традиционные ТС на вторичном рынке упали на 3-7%, тогда как на электромобили – на 30-39%. 


«Совершенно очевидно, что покупатели поддержанных авто больше не хотят платить премию за электрокары, – отмечает Карл Брауэр, аналитик агрегатора объявлений о продаже автомобилей iSeeCars. – В сознании автолюбителей необходимость подзарядки ТС теперь воспринимается скорее как обременение, и электромобили становятся менее привлекательным объектом для покупки, а значит и менее ценным, чем традиционные машины».  


Кроме того, объем предложения на вторичном рынке электрокаров растет: все больше автолюбителей выставляют свои подзаряжаемые машины на продажу. В 2022 году в США было приобретено 176 918 подержанных электромобилей. Между тем только за май этого года их число превысило 45 тыс. Таким образом, на рынке появляется все больше электрокаров, и этот тип ТС становится все более доступным для большого числа потенциальных покупателей.


Еще одним немаловажным драйвером падения цен на поддержанные электромобили стала ценовая война, развязанная гендиректором Tesla (TSLA) Илоном Маском: в 2023 году, когда спрос на «чистые» машины сократился, он снизил цены на свою продукцию, и это снижение – особенно на модели X, Y и S – продолжилось и в 2024 году.


Падение спроса на электромобили и недостаточный уровень развития зарядной инфраструктуры вынудил многих автопроизводителей пересмотреть программы по развитию этого бизнес-направления и сделать акцент на продвижении гибридных ТС, которые сейчас пользуются взрывным спросом. Так, General Motors (GM) недавно скорректировала план по продажам и выпуску электромобилей с 200-300 тыс. до 200-250 тыс. (в первом квартале текущего года на электрокары пришлось менее 3% совокупных продаж GM). Ford (F) вообще зафиксировала убыток от программы по продажам электромобиля Model E, хотя совокупные объемы реализации гибридных и «чистых» электромобилей в мае у компании увеличились.


Наконец, техническая оснащенность сектора по-прежнему оставляет желать лучшего: числа имеющихся зарядных станций явно не хватает, а потому для многих американцев переход на электромобиль ассоциируется с угрозой отсутствия легкого доступа к необходимой инфраструктуре.


С учетом вышесказанного результаты апрельского опроса Gallup удивления не вызывают: хотя число владельцев электромобилей в США за год увеличилось на 3%, число потребителей, высказавшихся решительно «за» покупку такого ТС, уменьшилось ровно на такую же величину, снизившись с 12% до 9% опрошенных. В целом 35% американцев сообщило о теоретической готовности приобрести электромобиль в будущем: для сравнения, год назад их доля составляла 43%. Таким образом, итоги опроса указывают на явные перемены в потребительском поведении автолюбителей.


По мнению Владимира Чернова, аналитика Freedom Finance Global, снижение цен на подержанные электромобили, указывающее на ослабление потребительского спроса, может негативно отразиться на финансовых результатах автомобилестроительных компаниях за второй квартал 2024 года. В связи с этим эксперт предполагает, что стоимость ценных бумаг таких компаний, как Tesla или Ford, может оказаться под давлением.