Исследование авторынка Казахстана: анализ трансформации отрасли
Автор: Ансар Абуев, аналитик Freedom Finance Global
СКАЧАТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ В ФОРМАТЕ PDF
Данный материал основан на комплексном исследовании автомобильного рынка Республики Казахстан, проведенном по инициативе компании Freedom Finance Global. В нем анализируются данные, полученные из нескольких источников, и дается подробное описание ситуации в отрасли. При анализе первичного и вторичного автомобильных рынков учитывались мнения профессиональных участников и экспертов, а также данные опроса казахстанских автовладельцев и водителей, принимающих решение о покупке авто.
Проект был реализован в несколько этапов:
1. Desk research – сбор и анализ количественных данных по автомобильному рынку РК из открытых источников.
2. Качественный метод исследования – экспертные интервью с высококвалифицированными специалистами: представителями официальных дилеров, производителей, площадок продаж, организаций по подбору автомобилей, руководителями кредитных отделов банков второго уровня, отраслевыми обозревателями и журналистами.
3. Количественный метод исследования – массовый опрос жителей Казахстана, в котором участвовали автовладельцы и водители, принимающие решение о покупке. Опрос проведен на основе методики Computer-assisted Web Interview (онлайн-опрос). В нем принял участие 1021 человек из всех регионов Казахстана.
Разработка методологии опросов, сбор, контроль и обработка данных реализованы компанией United Research Technologies Group.
1. Прорывной 2023 год
По данным Бюро национальной статистики (БНС), на 1 сентября 2023 года в Казахстане зарегистрировано 5,09 млн автотранспортных средств. Из них 88%, или 4,47 млн, приходится на легковые автомобили, 10% – на грузовые автомобили (507,5 тыс.), 2% – на автобусы (105,5 тыс.).
По сравнению c аналогичным периодом 2022 года число легковых автомобилей в Казахстане выросло на 16,5%. Наибольший рост – на 41,4% – зафиксирован в Туркестанской области. Также высокий показатель – в Актюбинской (на 34,8%) и в Западно-Казахстанской областях (на 30,5%).
По данным БНС, с начала года (до 1 сентября) прирост количества легковых автомобилей в стране составил 14,4%, что явилось лучшим результатом за последние 10 лет. Стоит отметить, что исторические данные говорят о довольно длительной стагнации рынка: с 2015 по 2021 годы средний годовой спад количества легковых автомобилей составлял -0,7%. Полноценный подъем начался лишь в 2022 году. Тогда рост составил 2,9%. За последние 10 лет лучший результат, близкий к этому, был только в 2014 году, когда авторынок легковых автомобилей вырос на 8,7%. Здесь стоит учитывать обвал рынка нефти, который был с конца 2014 по 2016 год.
Из указанной выше таблицы можно увидеть тенденцию к значимому приросту показателей даже за 9 месяцев 2023 года. И это, не учитывая тот факт, что наибольшая активность рынка сезонно проявляется в ноябре. Примечательным моментом является то, что рост свыше 20% по количеству автомобилей проявляется именно в пограничных с РФ областях – Актюбинской, Атырауской и Западно-Казахстанской.
За 10 полных лет (с 2013 по 2022 годы) количество легковых автомобилей в Казахстане выросло на 6,3%. Пиковым стал 2014 год, когда в стране стало ровно 4 млн легковых машин. Затем показатель снизился, и эта планка вновь была преодолена лишь в 2023 году, когда начал прослеживаться бурный рост количества легковых автомобилей. С учетом 9 месяцев 2023 года прирост за неполные 11 лет (с 2013 года) уже составляет 21,6%.
1.2 Число автомобилей на душу населения
По данным Бюро национальной статистики, на сентябрь 2023 года обеспеченность населения легковыми автомобилями в личной собственности составила 22,5 автомобиля на 100 человек. Для сравнения: в США показатель составляет 90,8 (2023 год), в Европе – 57 (2021), а в соседней России – 39,5 (2022). Близкие к Казахстану показатели имеют Гватемала – 23,7 (2020), Гондурас – 22 (2020 год) и Китай – 22,1 (2022).
За пять с половиной лет уровень автомобилизации в стране вырос на 1,47 единицы, или на 6,6%. Он довольно заметно снизился в 2019 и в 2022 годах, но за период с января по сентябрь 2023 года заметно вырос. Отметим, что статистика до января 2022 года учитывает все легковые автомобили, а не только находящиеся в личном пользовании.
Больше всего за пять лет уровень автомобилизации вырос в Восточно-Казахстанской, Алматинской и Туркестанской областях, а также в Шымкенте. Наименьший рост зафиксирован в Северо-Казахстанской и Актюбинской областях. В пяти регионах уровень автомобилизации снизился. Это Акмолинская (-0,16), Атырауская (-0,92) и Мангистауская (-0,96) области, Астана (-0,23) и Алматы (-0,75). Хотелось бы отметить, что Шымкент, находясь в статусе города республиканского значения с численностью 1,2 млн человек, имеет относительно низкий показатель обеспеченности личными автомобилями. Данный фактор вкупе с тенденцией на бурный рост делает Шымкент одним из наиболее привлекательных направлений в сфере продаж автомобилей.
1.3 Характеристики автопарка Казахстана
Автопарк по объему двигателя
Почти половина легковых автомобилей, зарегистрированных в Казахстане, приходится на машины с объемом двигателя от 1,5 до 2 литров. Таких машин – 2,02 млн, или 45%. Примечательно то, что малолитражки (автомобили с объемом двигателя менее 1,5 литра) в стране довольно востребованны (813 тыс., или 18%) и практически так же популярны, как автомобили с объемом от 2 до 2,5 литра (773 тыс., или 17%). Чуть меньше автомобилей с объемом двигателя от 2,5 до 4 литров (677 тыс., или 15%). Автомобилей с объемом двигателя больше 4 литров всего 87 тыс., или 2%.
Статистика за неполные 2 года, отраженная в таблице, показывает интересную картину. Так, по итогам 2022 года рост количества автомобилей зависел от объема двигателя: чем он больше – тем выше процент роста. Таким образом, наибольший рост – в 6,4% – был зафиксирован среди автомобилей с объемом двигателя более 4 литров. В 2023 году ситуация развернулась на 180 градусов и наибольший рост популярности был за малолитражками с объемом до 1,5 литра. В сентябре их количество составило почти 813 тыс., что было на 18,1% больше, чем на начало года. Можно предположить, что причиной тому послужило появление на рынке таких моделей, как Hyundai Bayon, i20 и i30, а также возросшая популярность малолитражных турбодвигателей, которые пришли с обширным модельным рядом китайских автомобилей. Вызывает особый интерес статистика за октябрь, в течение которого количество таких автомобилей увеличилось на 17 204 экземпляра что в 2,5 раза больше, чем прирост за весь 2022 год. Это напрямую намекает на экспансию китайского автопрома на территории Казахстана, подобно тому, что сейчас происходит в РФ.
Автопарк по типу топлива
В разрезе по типу топлива подавляющее большинство легковых автомобилей в Казахстане – это машины с бензиновым двигателем. Их в стране – 3,91 млн, или 87,5%. На автомобили со смешанным топливом (под которым подразумевается совместное использование бензина и газа и/или электричества) приходится 8% (372 тыс.), а на машины с дизельным топливом – 2% (84 тыс.). Доля электрических авто пока находится на низком уровне (0,1%).
В отличие от распределения автомобилей по объему двигателя, в случае с типом топлива более заметна региональная специфика. В частности, при доле бензиновых автомобилей в 87,5% в целом по стране в Актюбинской области их всего 74%, а в Мангистауской – вообще 42%. В обоих случаях такая низкая доля бензиновых автомобилей объясняется популярностью в этих регионах машин на смешанном топливе (газ + бензин).
Стоит обратить внимание на статистику двух основных видов топлива в Мангистауской области как в ведущем регионе по распространенности газ/бензиновых топливных систем. Рост доли смешанного топлива происходил довольно быстрыми темпами до 2020 года. После стало заметно замедление темпов. В 2023 году впервые соотношение автомобилей со смешанным топливом к автомобилям на бензине начало снижаться, опустившись со 149 до 135%. Мы полагаем, что это может быть одним из ранних сигналов к снижению популярности смешанного топлива. Однако стоит отметить важный момент: популярность смешанного вида топлива как такового в регионе не упала, – наоборот, она даже выросла в 2023 году на 14,7% в сравнении с 2022 годом. Но вместе с тем значительно больше выросло количество машин на бензине – на 27,3%. Для сравнения: в крупнейшем городе страны – Алматы – количество автомобилей на смешанном типе топлива на 1 сентября 2023 года составляло 22 866 штук. Это лишь 4,67% от количества бензиновых авто. В данном городе не замечено снижения их соотношения, однако темпы роста ДВС на смешанном топливе резко упали после 2020 года.
Автомобилей на дизельном топливе относительно много в Алматы – 3,7% при среднем показателе в стране в 1,9%. В целом доля дизельных легковых автомобилей в стране за последние 10 лет превышала уровень 2% только один раз – по итогам 2018 года. За тот же 2018 год их количество выросло на 49%. Схожий подъем отмечался в 2014 году, когда количество машин на дизельном ДВС выросло на 42,5% относительно итогов 2013 года.
Автомобили на электрической тяге
Наибольшее количество «электричек» зарегистрировано в крупнейшем городе Казахстана – Алматы. По состоянию на 1 октября там их было почти 3600, или 59% от общего числа электромобилей в стране.
Судя по статистическим данным, электрические автомобили до 2022 года практически не пользовались каким-либо спросом в Казахстане – 1 января по всей стране был лишь 491 такой автомобиль. При этом их общее число в республике снижалось уже четвертый год подряд. В Алматы же на начало 2022 года было 43 электрокара, что составляло около 8,8% от их общего числа в Казахстане. Однако по состоянию на 1 января 2023 года их количество в городе выросло на 877% и достигло 420 штук. К 1 сентября их число составило уже 2 984. Алматы поглотил львиную долю электрического автопарка страны: с 8,8% на начало 2022 года до 51,7 – на 1 января 2023 года.
Точные данные по моделям ввиду отсутствия официального дилера (до ноября 2023 года) расписать не представляется возможным. Однако, вероятнее всего, это модель 001 от Zeekr, вызвавшая наибольший интерес со стороны казахстанцев.
В статистических данных имеется еще один примечательный момент – за 2022 год количество авто с электрическим двигателем в стране увеличилось на 321 экземпляр. В то время как в Алматы их рост составил 377 штук. Вероятнее всего, их количество по стране в течение года снизилось, когда привезенные в Алматы экземпляры остались там.
Автопарк по возрасту
Наиболее значительная возрастная категория – это автомобили старше 20 лет. Таких машин в стране 2,08 млн, или 47%. Вторая по величине категория – это авто в возрасте от 10 до 20 лет – их еще 1,04 млн, или 23%. Автомобилей в возрасте от 7 до 10 лет в Казахстане около 611 тыс., или 14%. Машин в возрасте от 3 до 7 лет – 460 тыс., или 10%. Новых автомобилей, не старше трех лет – всего 272 тыс., или 6%.
Больше всего доля новых машин (возрастом до трех лет) – в Атырауской области (12,3%) и Астане (10,8%). Меньше всего таких автомобилей – в Жамбылской (2,6%) и Жетысуской (2,9%) областях.