05.04.2023 15:24

Как Tesla с помощью науки рассчитывает на десятилетие лидерства

Недавно Илон Маск опубликовал твит, в котором сообщил, что электрический тягач Semi имеет расход энергии 1,7 кВт*ч на милю и в ближайшей перспективе этот показатель улучшится до 1,6 кВт*ч. Для большинства медиа это сообщение осталось незамеченным, но за ним стоит основная идея конкурентного преимущества Tesla Inc. (NASDAQ: TSLA).

Расход энергии — ключевой фактор для электромобиля. Снижение веса, лучшая аэродинамика, более эффективная силовая установка позволяют увеличить запас хода без увеличения веса батареи. Также это снижает расходы на эксплуатацию, что особенно важно для коммерческого транспорта, такого как седельный тягач Semi и пикап Cybertruck.

В настоящее время Tesla Semi примерно на 20% эффективнее (по расходу энергии), чем конкурирующие электротягачи, а легковые авто Tesla эффективнее на 30%. Основной вклад в этот большой конкурентный отрыв сделала уникальная силовая установка Tesla.

Два года назад Tesla представила электромотор под названием Plaid — первый серийный мотор, в котором используется обмотка углеродным волокном. При нагреве угловолокно расширяется меньше, чем медь, благодаря чему мотор может работать на более высоких оборотах, даже с микроскопическим зазором между ротором и статором. Также такой двигатель использует очень мощные электромагнитные поля и выдает больше мощности при меньших габаритах. Именно поэтому машины Tesla могут так быстро выходить на максимальный крутящий момент и разгоняться.



Раньше такие моторы изготавливались лишь вручную, с повышенным расходом материалов и трудно повторяемым результатом. Только Tesla делает такие двигатели массово, поскольку она создала собственную технологию автоматической намотки углеволокна с высокой точностью при большой силе натяжения. Автоматизация позволила сократить время производства мотора на 40% при незначительном (на 10-15%) увеличении цены сырья.

Второе технологическое преимущество — высокое напряжение силовой установки. Большинство автопроизводителей используют 400 В, тогда как Tesla перешла к 800 В. Это резко уменьшает габариты силовой установки и потери тока, а также снижает время зарядки вдвое. Некоторые компании также уже предлагают машины с силовыми установками на 800 В, но Tesla тестирует машины 1000 В с полупроводниками на основе карбида кремния (SiC).

На торгах 4 апреля акция TSLA стоила $192,58.