26.09.2023 13:01

Цена ракеты SLS выросла в четыре раза: бенефициары и перспективы

Счётная палата США (GAO) опубликовала отчет с анализом затрат на проект сверхтяжелой ракеты-носителя SLS, с помощью которой НАСА планирует отправить людей на Луну и Марс. GAO выявила очень большой перерасход средств по этому проекту. Более того, агентство НАСА, фактически, готова тратить на SLS любые деньги. Это хорошая новость для главных подрядчиков — компания Boeing Company (NYSE: BA) и Lockheed Martin Corporation (NYSE: LMT). Впрочем, потолок трат не безграничный, поскольку существует риск закрытия проекта, в случае чрезвычайно высоких трат.


Ракета-носитель SLS изначально не планировалась дешевой, поскольку она должна быть самой мощной в истории. У SLS тяга двигателей на 15% выше, чем у ракеты Saturn V, доставившая людей на Луну в ходе миссий Apollo. Но все же предполагалось, что при сопоставимой полезной нагрузке запуск SLS будет дешевле, чем Saturn V. Теперь очевидно, что это вряд ли достижимо.


Проект SLS ориентировался на цену в $1 млрд за один запуск ракеты. Теперь его стоимость оценивается в более чем $4 млрд — именно столько НАСА заплатило за первый полет ракеты с облетом Луны в конце 2022 г.


В связи с этим проект SLS подвергается критике, и можно встретить мнения, что проще было бы восстановить производство старой ракеты Saturn V, но с более эффективными современными ракетными двигателями.


Однако НАСА намерено продолжать проект SLS любой ценой, о чем указано в отчете GAO. Для этого НАСА исключило контроль производственных издержек, чтобы максимально ускорить темпы разработки и производства ракет SLS.


Это уже не первый случай проблем с оценкой стоимости космических миссий. В частности, на миссию MSR по возврату грунта с Марса НАСА наоборот выделило недостаточно денег. Бюджет агентства всего чуть более $23 млрд, и чрезмерные расходы на SLS сильно влияют на другие программы.


Тем не менее, НАСА не может отказаться от разработки сверхтяжелой ракеты, пока аналогичную ракету разрабатывает компания SpaceX.


Ракета-гигант SpaceX уже стоит на пусковом столе, ожидая разрешения регуляторов на взлет. Ее концепция намного более передовая: две ступени и очень большой полезный объем. В случае успеха SpaceX может получить заказ на все ключевые исследования глубокого космоса и привлечь лучших специалистов космической отрасли.


 


На этом фоне НАСА, скорее всего, продолжит инвестиции в SLS, даже если цена первой миссии на Луну в конечном счете достигнет $30 млрд. Отметим, что двигатели для SLS производит компания L3Harris Technologies, Inc. (NYSE: LHX), а твердотопливные ускорители — Northrop Grumman (NYSE: NOC).


На торгах 25 сентября акция LMT стоила $412,9.