19.10.2023 12:22

Акции китайских автопроизводителей упали вслед за слабыми отчетами Tesla

Акции китайских производителей электромобилей начали падать после того, как Tesla (TSLA) сообщила о разочаровывающих результатах за третий квартал. Tesla, которая ассоциируется с непоколебимым успехом, вдруг не оправдала прогнозов и впервые с 2019 года показала низкую прибыль. Неудачи Элона Маска сразу же отразились на всем рынке электромобилей.


Акции китайских производителей электромобилей BYD (BYD), Xpeng (XPEV), Li Avto, Nio (NIO) и Geely резко упали в Гонконге. Американский рынок тоже отреагировал падением акций таких компаний, как Lusid (LCID) и Rivian (RIVN). Lusid также сообщила о поставках электромобилей в третьем квартале, которые разочаровали Уолл-стрит.


Ситуацию усугубило сообщение Элона Маска, что Tesla Cybertruck, электрическая полноразмерная модель пикапа, не обеспечит значительного положительного денежного потока в течение 12-18 месяцев после начала производства. Маск сказал, что компания работает над снижением цен на свои автомобили на фоне высоких процентных ставок, но все очень сложно, как в «Игре престолов». Он выразил свою обеспокоенность, добавив, что потребителям будет гораздо сложнее покупать автомобили, если ставки будут расти и дальше.


По данным исследовательской фирмы Canalys, в первые шесть месяцев года BYD стал крупнейшим производителем электромобилей в мире, на долю которого пришелся 21% мировых продаж. Tesla оказалась на втором месте с 15%.


За последние несколько месяцев Tesla провела несколько раундов снижения цен, особенно в Китае — на крупнейшем в мире рынке электромобилей. Отечественные конкуренты BYD, Nio, Li Auto и Xpeng также присоединились к «ценовой войне», однако общая доля электромобилей на мировом рынке все-равно растет слишком медленно.


«Результаты Tesla хуже ожиданий еще раз подчеркнули разрушительность начатой в конце 2022 года ценовой войны, наиболее актуальной в КНР, для всех автопроизводителей. Усиливающаяся конкуренция на китайском рынке вынуждает производителей электромобилей активно сокращать цены на свою продукцию, что приводит к уменьшению их маржинальности и повышению шансов на банкротство – негативный эффект усиливается тем фактом, что большинство новых автопроизводителей, основанных в Китае с середины 2010-х годов, все еще не вышли на точку безубыточности. Вполне вероятно, что в дальнейшем конкуренция в китайском секторе электромобилей будет только усиливаться, что в итоге может привести к монополизации рынка лидерами отрасли, способными сокращать цены на продукцию за счет роста масштабов производства», - говорит аналитик Freedom Finance Global Роман Лукьянчиков.