Starbucks. Легендарная сеть кофеен

Starbucks Corporation (SBUX) занимается производством и продажей кофе в сети заведений в США и за рубежом. На домашнем рынке является лидером в своем сегменте. Сеть работает в 83 странах мира. Число кофеен под маркой Starbucks достигло 38 тыс. Число сотрудников составляет 380 тыс. Штабквартира расположена в г. Сиэтл, штат Вашингтон. Основана в 1971 г, реинкорпорирована в публичную компанию в 1985 году. Акции включены в индексы Nasdaq-100, S&P-500 и ряд отраслевых индексов.

Ключевые аргументы в поддержку идеи:

Сильные финансовые показатели, рост дивиденда

Устойчивые и растущие позиции на рынке

Удобный момент для входа с технической точки зрения

Ключевые инвестиционные тезисы: 


Высокие темпы роста сети. Число кофеен достигло 38 тыс. (+2,2% кв/кв, +6,5% за год). В предыдущие два года компания демонстрировала рост заведений не более чем на 5% г/г. Прогнозируется, что в будущем число кофеен будет увеличиваться на 6…8% г/г. На международном рынке число ресторанов увеличилось на 9,8% г/г, достигло 20,2 тыс. Через 2 года только в материковом Китае число кофеен достигнет 9 000. 


Высокая лояльность потребителей. Сопоставимые продажи увеличились на 8% г/г, главным образом, за счет роста цен на 5%. Но отток трафика не наблюдается. Клиенты Starbucks демонстрируют высокую лояльность клиентов, число активных клиентов в США достигло 32,6 млн (+14% г/г). Доля компании в своем сегменте на домашнем рынке – 41%. А в Китае – изначально этот рынок не рассматривался как перспективный – уже 21 млн лояльных клиентов. 


Компания подстраивается под изменения рынка. В ответ на рост цен, сокращается объем порций кофе, тестируются заведения малого формат и take-away. Рост цены на кофе и общих расходов на производство не приводит к снижению рентабельности. Напротив, в 4 квартале доходы выросли быстрее расходов. Рост продаж холодных напитков снижает затраты на производство. Тестируются новые вкусы. 


Сильные финансовые показатели. В 2023 ФГ выручка составила $ 35 976 (+11,6%). Продажи собственных кафе составили $29 462 млн (+11%). Выручка франчайзингового сегмента составила $ 4 513 млн (+23%). Себестоимость товаров составила $11 409 млн (+10,6% г/г). Операционные расходы составили $14 720 млн (+8,5% г/г). Общие операционные расходы составили $30 495 млн (+9,4% г/г). Операционная прибыль составила $5 871 млн (+27,1% г/г). Операционная маржа составила 16,3% против 14,2% в 2022ФГ. Чистая прибыль составила $4 125 (+25,7%), что на верхней границе прогнозного диапазона. 


Уверенные прогнозы. В 2024ФГ году сопоставимые продажи вырастут на 5…7%. Рост продаж в натуральном выражении составит 7%. Число кофеен достигнет 41 тыс. На горизонте до 2028 года темпы роста выручки прогнозируются в диапазоне 10…11% при условии снижения потребительской инфляции. Операционная маржа ожидается на уровне 17…18%, чистая маржа: 12…13%.


Устойчивость к резким изменениям. Падение выручки компании происходило лишь дважды: на 5,8% во время финансового кризиса и рецессии в экономике в 2009 году и на 11 , 3 % в 2020 г. из -за масштабного локдауна. Но уже через год объем продаж превосходил докризисный. Никогда за последние 25 лет бизнес Starbucks не приносил убытка по итогам финансового года. 


Рыночная оценка, сравнение с аналогами. По текущему и форвардному мультипликатору Р/Е акции торгуются на максимуме среди компаний сектора, что может указывать на высокий интерес инвесторов и прогноз устойчивого роста прибыли в будущем. Уровень операционной и чистой рентабельности вблизи среднего по сектору. Рентабельность активов также на уровне среднего по сектору. 


Дивиденды. Компания последовательно увеличивает дивиденд, за 6 лет его размер удвоился. Выплаты производятся ежеквартально. Дивидендная доходность на текущем уровне около 2,3%, что хуже дивидендных лидеров рынка, но на длинном горизонте устойчивый рост дивиденда имеет значение. 


Динамика котировок, техническая картина. Акции торгуются ниже 200-дневной средней, осциляторы указывают на нисходящий тренд. Минимум за год был в октябре. Сейчас акции торгуется ниже, чем после выхода последнего квартального отчета. Максимум за год был в момент выхода отчета за 2 квартал 2023ФГ, в мае. На горизонте 3, 6, 12, 36 месяцев акции находятся среди отраслевых аутсайдеров. Сильные уровни поддержки просматриваются на отметках $70 и $90. 


Конкурентная среда. У Starbucks имеется как минимум 10 заметных конкурентов. McDonald’s контролирует более 40 тыс. ресторанов, около 15 тыс. расположены в США. При этом, локации, у McDonald’s, как правило, лучше в плане притока трафика. При этом подразделение McCafé, количество которых превысило 3,5 тыс., является прямым конкурентом Starbucks в его сегменте. Dunkin’Donuts располагает свыше 8,5 тыс. ресторанов в США и еще 3 тыс. за рубежом. Рынок в низком сегменте активно захватывают лоукостеры, в конечном счете, они отбирают наименее лояльную часть клиентов. Рыночная доля Starbucks оценивается в 41 %. За счет большого количества точек компания будет удерживать лидерство несмотря на давление.

Драйвером роста является приближение даты раскрытия квартальных результатов, она намечена на 25 января. В 75 % случаев компания отчитывалась лучше консенсус-прогноза. Реакция на отчетность, как правило, бывает довольно резкой, по итогам последнего отчета котировки подскочили на 10%. Менеджмент может улучшить гайденс на фоне роста продаж на внешних рынках.

Целевая цена по бумагам Starbucks – $110.