Опережающие и отстающие экономические показатели
В одной из предыдущих статей мы познакомились с макроэкономической статистикой и научились её отслеживать. Если пропустили, можете прочесть сейчас.
Опережающие и отстающие показатели
I. Опережающие экономические показатели (leading economic indicators)
Они называются «опережающими», потому что либо заранее показывают ожидания, либо действительно предвещают будущие события и тенденции.
К таким индикаторам относятся:
• Количество разрешений на строительство и стартовавших строительных проектов
• Уровень производственной активности
• Статистика по розничным продажам
• Товарно-материальные запасы на складах
• Цены акций на фондовом рынке
• Доходности облигаций/кривая доходности
Как это работает:
Яркий пример опережающих индикаторов – статистика по рынку недвижимости. Если растёт количество новых застроек, значит, строители и ипотечные агентства оптимистично смотрят на дальнейший спрос. Люди будут покупать дома. А когда востребовано жильё, тогда будет спрос и на материалы для ремонта, мебель, технику и много других покупок для повышения комфорта жизни. В общем, если начинается подъём сферы недвижимости, стоит ждать роста в других отраслях экономики.
II. Отстающие экономические показатели (lagging economic indicators)
Отстающие индикаторы – это те, до которых влияние определённых событий доходит не сразу. Чтобы они серьёзно изменились, нужно, чтобы некие факторы сохранялись в течение какого-то времени – например, несколько месяцев.
В итоге изменение отстающего показателя может подтвердить, что условия были заложены правильно, и ожидаемый эффект удалось получить.
К таким индикаторам относятся:
• Инфляция
• Уровень безработицы
• Валовой внутренний продукт (ВВП)
• Уровень заработной платы
• Корпоративные прибыли
Как это работает:
Пример мы можем наблюдать в 2022–2023 годах прямо «за окном». Когда в мире разогналась инфляция, крупнейшие центробанки во главе с американским Федрезервом решили пойти на ужесточение денежно-кредитной политики. Они стали повышать базовые ставки, чтобы сделать кредитование значительно дороже. Так они хотят повысить стоимость заёмных денег, охладить деловую активность и потребительский спрос.
Как ещё можно смотреть на экономические индикаторы
1. Проциклические показатели
2. Контрциклические показатели
Это индикаторы, которые падают, когда экономика растёт. К таким показателям относится уровень безработицы.
3. Ациклические показатели
Они не связаны с общей экономической динамикой – могут расти при плохой ситуации и наоборот падать, когда всё на подъёме.
Узнать больше вы всегда можете на обучающих курсах от Freedom Academy.
