Календарные биржевые аномалии: как праздники и времена года влияют на движение рынков
На осеннее и зимнее время приходится несколько популярных биржевых аномалий, расскажем о некоторых из них.
Эффект Марка Твена
Считается, что октябрь – исторически один из самых волатильных месяцев на биржах. В финансовой сфере даже есть понятие «Эффект Марка Твена». Это явление, наблюдаемое на некоторых рынках, когда доходность акций в октябре обычно ниже, чем в другие месяцы. Название происходит от цитаты писателя Марка Твена.
«Октябрь – это один из особенно опасных месяцев для спекуляций акциями. Остальные – июль, январь, сентябрь, апрель, ноябрь, май, март, июнь, декабрь, август и февраль», - говорил американский классик.
Комментарий Твена о состоянии фондового рынка, возможно, и был саркастичным, но, похоже, в нем есть доля правды. Во многих прошлых рыночных циклах доходность акций в октябре снижалась. С 1928 года было около 40 лет, когда октябрь становился весьма неудачным месяцем для инвестиций.
Поскольку статистическая поддержка эффекта Марка Твена невелика, он рассматривается скорее как психологическое ожидание, чем реальный фактор, на который следует опираться инвестору. Однако стоит принять во внимание, что несколько «сокрушительных» падений рынков происходили именно в октябре.
Например, крах 1929 года, вызвавший Великую депрессию, произошел в октябре. «Черный понедельник» 1987, когда случилось обрушение индекса Dow Jones также пришелся на октябрь.
ХУДШИЙ ОКТЯБРЬ ДЛЯ ФОНДОВОГО РЫНКА
Хотя при этом стоит учитывать, что статистически больше падений по их количеству было в сентябре. И даже у названных октябрьских событий причины начинали проявляться в сентябре или даже за несколько месяцев до октября. То есть обвалы в октябре – часто не причина, а наоборот следствие больших проблем.
Стратегия Хэллоуина
Инвесторы, которые используют стратегию Хэллоуина, покупают акции в ноябре и продают в апреле. В течение оставшейся части года они должны инвестировать в другие классы активов. Однако некоторые инвесторы считают, что им вообще не следует торговать в летние месяцы.
«Стратегия Хэллоуина» возникла в 16-м веке в Лондоне. Газеты в Соединенном Королевстве часто использовали фразу «продать в мае и уйти» (Sell in May and go away). Позже это выражение стало весьма популярным среди розничных инвесторов в 1980-х годах. Особенно после того, как The Wall Street Journal опубликовал статью о британском фондовом рынке.
Материал намекал на то, что май сигнализирует о начале затишья и сезона отпусков, поэтому инвесторам лучше закрыть позиции – хранить деньги в банке или дома.
В 1990 году вышла книга Майкла О’Хиггинса «Beating the Dow». Книга по инвестиционной стратегии, основанная на британской пословице «Продавай в мае и уходи». Она во многом и популяризировала эту стратегию.
Авторы книги предлагали инвесторам входить на фондовый рынок 31 октября и выходить с рынка 30 апреля.
В ходе исследования на 36 из 37 изученных рынков долевые ценные бумаги действительно приносили большую доходность с ноября по апрель.
Однако «теория эффективных рынков» утверждает, что правил прибыльной механической торговли не должно существовать. И если бы стратегия Хэллоуина была надежным методом максимизации прибыли и минимизации рисков, все инвесторы использовали бы эту стратегию. Тогда она бы точно перестала работать довольно быстро.
Согласно исследованию, более высокую доходность в период с ноября по апрель потенциально можно объяснить более высоким риском в этот период, результатом аномалии календарного времени, сдвигами процентных ставок и другими причинами. При этом доходность акций может быть ниже в период с мая по октябрь из-за сезонного новостного фона.
Отметим более простые, на наш взгляд, факторы: осенью и зимой много праздников и крупных распродаж – бизнес зарабатывает, а трейдеры торгуют. Летом – сезон отпусков.
Январский барометр
Например, сторонники этой точки зрения считают, что, если S&P 500 вырастет в период с 1 по 31 января, это предвещает положительный результат для рынков до конца года. И наоборот, если рынок плохо «отработает» в январе, он с большей вероятностью снизится в течение года.
Идею январского барометра впервые предложил Йел Хирш, создатель «Альманаха биржевого трейдера» в 1972 году. Однако некоторые трейдеры используют его и по сей день.
Инвесторы, которые верят в эту гипотезу, могут использовать ее, чтобы попытаться рассчитать «тайминг» входа на рынок. Скажем, они могут инвестировать в рынок только в те годы, когда барометр предсказывает рост рынка, и оставаться вне рынка, когда барометр предсказывает спад.
Сторонники этой точки зрения говорят, что барометр эффективен на 84,5%. Так как в период с 1950 по 2021 годы он зарегистрировал только 11 ошибок. Это можно проследить на графике, подготовленном «Альманахом биржевого трейдера», ниже: