23.10.2023 10:31
Выручка Schlumberger не дотянула до консенсуса
Рост бизнеса продолжается, однако североамериканский регион демонстрирует слабость. Выручка компании в III квартале выросла год к году на 11%, до $8 310 млн (+3% кв/кв). Продажи вне Северной Америки показали уверенный рост на уровне 12% г/г (+5% кв/кв) и достигли $6 667 млн. Увеличение выручки на североамериканском континенте, который был драйвером в 2022 году, замедлилось до 6% г/г ($1 643 млн). По сравнению со вторым кварталом выручка региона и вовсе снизилась на 6%. SLB прогнозирует увеличение выручки в третьем квартале на уровне около 5% в международном сегменте, тогда как в Северной Америке будет наблюдаться снижение доходов. В третьем квартале на североамериканский континент пришлось около 20% выручки SLB. Негативное влияние на финансовые результаты окажет и полная приостановка поставок оборудования и технологий в Россию в III кв. Во втором квартале на долю РФ приходилось около 5% консолидированной выручки.
Маржинальность операций компании продолжила расти. Напомним, что с 2020 года SLB проводит масштабную программу оптимизации расходов, в том числе за счет сокращения десятков тысяч работников. Рентабельность по скорректированной чистой прибыли в третьем квартале достигла 13,5%, тогда как годом ранее показатель составлял 12,1% (12,8% во втором квартале 2023 года). Чистая прибыль SLB превысила ожидания рынка и составила $1 123 млн по сравнению с $907 млн годом ранее (+9% кв/кв), показатель в расчете на акцию на уровне $0,78 оказался на 1,3% выше консенсуса.
Снижение инвестиций в оборотный капитал позволило SLB сократить чистый долг, несмотря на увеличение капитальных затрат. Операционный денежный поток без учета изменений в рабочем капитале составил $1 734 млн (+16% г/г, +4% кв/кв). Капитальные затраты оказались на 27% выше прошлогоднего показателя и увеличились до $640 млн (+3% кв/кв). Всего в 2023 году капитальные затраты SLB могут составить $2,5–$2,6 млрд, поэтому можно ожидать сохранения объема инвестиций в последнем квартале года близко к уровню $600 млн. В третьем квартале компания сгенерировала свободный денежный поток в объеме $1 037 млн. SLB рассчитывает сохранить показатель близко к $1 млрд в четвертом квартале.
Чистый долг компании за квартал снизился на 7%, до $9,4 млрд, из которых $2 млрд представляли краткосрочную задолженность. Объем денежных средств и эквивалентов на счетах Schlumberger составил $3,7 млрд. Отметим, что с начала года чистый долг вырос на $78 млн. Тем не менее финансовая позиция компании не вызывает опасений. Рост чистого долга в первом квартале носил сезонный характер и произошел за счет инвестиций в оборотный капитал в объеме $1 230 млн ($56 млн во втором квартале, $67 млн в третьем). Хотя ближайшее погашение основной суммы долга SLB приходится на декабрь 2023 года ($1,6 млрд), компания обладает значительным запасом денежных средств на счетах.
Возврат средств акционерам идет по плану. По итогам квартала менеджмент сохранил квартальный дивиденд на уровне $0,25 на акцию (отсечка пройдет 5 декабря, выплата – 11 января). Дивидендная доходность к текущим котировкам составляет скромные 1,7%. Напомним, что до начала эпидемии COVID-19 дивиденд составлял $0,5 (IV кв. 2019 года). SLB возобновила обратный выкуп акций в текущем году. В третьем квартале компания выкупила 2,6 млн акций по средней цене $57,46, потратив на байбэк $151 млн (всего в 2023 году байбэк составил $594 млн). Количество выпущенных акций за квартал выросло на 1 млн (0,1% от общего количества выпущенных бумаг) из-за реализации опционной программы для сотрудников.
В 2023 году компания планирует потратить на дивиденды и выкуп акций $2 млрд, что говорит о сохранении объема выплат на текущем уровне в четвертом полугодии. За первые девять месяцев года общий объем возврата средств акционерам (дивиденды плюс байбэк) составил $1 555 млн.
«Мы нейтрально оцениваем отчетность компании за третий квартал. Мы ожидаем негативной реакции рынка на снижение выручки в Северной Америке. Тем не менее поддержку котировкам нефти и акций нефтегазовых компаний в четвертом квартале будет оказывать дефицит нефти на мировом рынке из-за добровольного ограничения добычи и экспорта Саудовской Аравией и Россией, а также сезонно высокого спроса на нефтепродукты и природный газ», — отмечает Сергей Пигарев, старший аналитик Freedom Finance Global.