16.01.2024 18:21

Отчет Delta Airlines: ключевые моменты

Финансовые результаты Delta Airlines (DAL) хоть и показали небольшой позитивный сюрприз по итогам квартала, прогноз и заявления менеджмента вызывают множество вопросов относительно видения обозримого будущего индустрии от лидера отрасли. 

«Ожидаем, что несколько одновременных факторов продолжат оказывать сдерживающий эффект для маржи ситуативно с возможными переключениями на негативные тенденции в течение 2024 г. В частности, цена авиабилетов в среднем сохранит тенденцию к снижению, при этом увеличение пропускной способности будет поддерживать умеренный рост переменных расходов, доля которых у авиакомпаний достаточно высокая. Тем не менее, даже при таком прогнозе акции компании выглядят привлекательно в рамках долгосрочных стратегий», - комментирует Сергей Глинянов, аналитик Freedom Finance Global. 


Выручка компании (без учета НПЗ), как и ожидалось, выросла на 11%, до $13,7 млрд. Общий ASM вырос на 15% за год, что является все еще достаточно высоким темпом после полного восстановления авиаперевозок внутри США (в 2019 г. темп роста составлял 4–5%), хотя и наблюдаются признаки замедления. Темпы роста сети внутри рынка продолжают держаться на уровне двузначных чисел, что обусловлено высокой конкурентной средой, а также частично сыграли роль плохие погодные условия в конце 2022 г. Все это продолжает давить на удельные цены авиабилетов, которые остаются ниже прошлогодних значений на 2%, хотя динамика несколько улучшилась в отчётном периоде. 


Менеджмент заявил, что бизнес-перелеты продолжают улучшаться. Трансатлантические направления остаются достаточно востребованными, даже несмотря на геополитическую напряженность на Среднем Востоке. Прирост расписания составил 13%, а цены выросли на 6%. Хотя и здесь прослеживаются тенденции на замедление. Аналогичная ситуация на транстихоокеанских направлениях, тем не менее их доля значительно ниже. Ценовое давление продолжается на латиноамериканских маршрутах, где темп падения за три месяца увеличился с 3% до 7% (за год). 


Согласно данным OAG, супер-регион (центральная и Южная Америка) является одним из лидеров по динамике пропускной способности относительно уровней 2019 г. Конкуренция на данном направлении останется повышенной, что предполагают данные Hopper, которые прогнозируют снижение цен на авиабилеты на перелеты из Северной Америки на 4%, и цены опустятся ниже уровня 2019 г.

Прогноз менеджмента на 2024 г. подразумевает рост продаж без учета доходов от НПЗ всего на 3–6%, что при условии сохранения положительного темпа расширения расписания приведет в лучшем случае к боковой динамике в цене билета.


«Хотя, на наш взгляд, такой сценарий маловероятен, и в нашем базовом сценарии мы ожидаем падение CPI в разделе авиабилетов в среднем на 2,6% за 2024 г. В частности, это привело к снижению гайденса по FCF до диапазона $3–4 млрд, хотя летом 2023 г. компания прогнозировала показатель более $4 млрд», - считает аналитик. 


В разрезе классов есть признаки большей устойчивости премиум-предложения, хотя выручка показала некоторое замедление роста. Заметно сократились темпы роста выручки от программ лояльности, поскольку расходы по кредитным картам постепенно нормализуются относительно низкой базы прошлых периодов. Тем не менее темп роста строки баланса, связанной с краткосрочной отложенной выручкой по программам лояльности, все еще остается двузначным. При этом стоит отметить, что строка, связанная с бронированием билетов, перестала расти и сократилась на 14%.


Операционная рентабельность в отчетном квартале оказалась на уровне ожиданий, 9,7%. Однако это на 2 п.п. ниже результатов соответствующего квартала прошлого года. Основную лепту внесли расходы на персонал и топливо. И если первая статья уже выглядит стабильной, поскольку обновленный контракт для пилотов и прочих работников, состоящих в профсоюзах, давно вступил в силу, то вторая показала рост только во второй половине года. Несмотря на то, что средняя цена потребленного галлона в отчетном периоде оказалась ниже среднего диапазона гайденса, рыночные спотовые цены предполагали более низкое значение. В 2024 г. менеджмент ожидает сохранить рентабельность, что с учетом исторических значений может трактоваться инвесторами как умеренно негативный тезис, который при проявлении любого негативного фактора будет с легкостью пересмотрен на более консервативный. Ожидается, что расходы компании на техническое обслуживание вырастут на $350 млн из-за увеличения объема технического обслуживания, а также ограничений в цепочке поставок в масштабах всей отрасли.


Из прочих примечаний менеджмент ожидает улучшения ситуации на континентальном рынке, стабильной ситуации на трансатлантических направлениях, высокой рентабельности на латиноамериканских направлениях, даже несмотря на снижение цен (что может вызывать скепсис, особенно на фоне растущих расходов на персонал), и увеличения доходности транстихоокеанских направлений по мере замедления темпа роста пропускной способности. Как ожидает руководство, ограничение полетов в Израиль более не угрожает финансовым результатам компании серьезно. Прибыль на акцию в I кв. 2024 г. может составить $0,25–0,5, в среднем выше прошлогоднего значения, однако все еще значительно ниже результатов 2019 г.