08.02.2024 14:29

Отчет Alibaba: ключевые моменты

Alibaba (BABA) представила смешанные квартальные результаты, в целом не оправдав ожиданий рынка. Низкий рост отечественного ритейла остается главной проблемой для компании на фоне слабости внутреннего спроса в КНР и усиления в связи с этим конкуренции в секторе. Кроме того, руководство компании фактически не дало новых комментариев по облачному бизнесу после заявления о неопределенности его перспектив в отчете за 3-й квартал на фоне экспортных ограничений на чипы из США. 

«Хотя менеджмент заявил, что нацелен на восстановление роста сегмента отечественного e-commerce и облачного направления, непонятно, каким образом этого планируется достичь – вероятно, за счет роста на рекламу, что может оказать давление на маржу в будущем, чего пока удается избежать за счет оптимизации остальных операционных издержек, что может стать драйвером восстановления котировок. Динамика Alibaba в 1-м квартале в первую очередь будет зависеть от перспектив китайской экономики и во вторую очередь от успехов обновленной стратегии руководства по фокусировке на основном бизнесе», – комментирует Роман Лукьянчиков, аналитик Freedom Finance Global. 


Компания Alibaba представила результаты ниже ожиданий рынка. Выручка компании выросла на 5% г/г до 260,35 млрд юаней (36,67 млрд долл.), что ниже консенсус-прогноза на 0,3%. Чистая прибыль составила 14,13 млрд юаней (2,03 млрд долл.) – ниже ожиданий по прибыли в 38,16 млрд юаней.


Менеджмент компании заявил о фокусе на развитии основного бизнеса. CEO компании заявил о нацеленности на улучшение пользовательского опыта для развития и укрепления лидерских позиций отечественного e-commerce (Taobao и Tmall), а также о фокусе на развитии публичных облачных продуктов и удержании высоких темпов роста в направлении зарубежного ритейла. Руководство компании также одобрило расширение программы обратного выкупа акций на 25 млрд долл.


Основной бизнес Alibaba продемонстрировал позитивную динамику, хотя вырос ниже ожиданий, что свидетельствует как о слабости внутреннего спроса в КНР, так и о сохранении сильной конкуренции на отечественном рынке. Выручка от ритейла на отечественном рынке выросла на 2% г/г и составила 123,8 млрд юаней – компания объяснила это устойчивым ростом GMV, при этом немного снизилась выручка от транзакций из-за преимущественного роста GMV за счет Taobao, где расположены менее крупные продавцы. Число пользователей приложения Taobao выросло, но точная величина роста не была названа. Выручка от оптовой коммерции выросла на 23% г/г до 5,3 млрд юаней за счет дополнительных платных услуг клиентам.


Направление международной коммерции продолжило успешное развитие. За счет быстрого роста на всех основных ритейл-площадках, в частности, за счет сервиса AliExpress Choice, и улучшения монетизации выручка с зарубежных торговых розничных площадок выросла на 56% г/г и составила 23,3 млрд юаней. Выручка от оптовой коммерции выросла на 8% г/г до 5,3 млрд юаней. Общая убыточность увеличилась в силу наращивания инвестиций на развитие AliExpress Choice и Trendyol, хотя и была частично нивелирована улучшением монетизации.


На фоне улучшения в отечественной и международной коммерции направление логистики также показало впечатляющий рост. Выручка Cainiao составила 28,5 млрд юаней, что означает рост на 24% г/г.


Направление облачного бизнеса сохранило рост. Выручка выросла на 3% г/г и составила 27,4 млрд юаней, компания, как и в прошлом квартале, пояснила динамику ростом спроса на облачные услуги со стороны собственных подразделений, который был частично нивелирован избавлением от низкомаржинальных контрактов с целью улучшения качества выручки.


Выручка направления сервисов услуг и направления электронных медиа и развлечений продолжила устойчивый рост по мере расширения бизнеса. Выручка первого направления выросла на 13% г/г и составила 13,4 млрд юаней за счет стабильного роста популярности приложения доставки еды Ele.me и картографического сервиса Amap. Выручка второго направления выросла на 18% г/г и составила 4,3 млрд юаней за счет сильного роста выручки развлекательного оффлайн-бизнеса кинокомпании Alibaba Pictures.


Прочие бизнесы компании (в которые были включены Sun Art, Freshippo, Alibaba Health, Fliggy и др.) продемонстрировали негативную динамику – выручка снизилась на 7% и составила 47 млрд юаней, прежде всего из-за снижения выручки оператора гипермаркетов Sun Art на фоне снижения среднего чека и сокращения бизнеса в цепочках поставок.


Общая маржинальность бизнеса компании ухудшилась из-за единоразовых издержек, однако с учетом корректировок улучшилась, при этом оптимизация затрат нивелировала рост расходов на рекламу. Себестоимость услуг составила 60% от выручки по сравнению с 61% годом ранее. Расходы на исследования и разработки составили 5% от выручки против 6% от выручки год назад. Общие и административные расходы остались на прежнем уровне в 4% выручки. Расходы на маркетинг выросли в процентном выражении выручки и составили 13% вместо 12% год назад. Операционная маржа существенно ухудшилась за счет единоразовых расходов, связанных с обесценением нематериальных активов Sun Art и одной из зарубежных e-commerce платформ, а также обесценением гудвила стриминговой платформы Youku, и составила 9% по сравнению с 14% годом ранее (хотя скорректированная EBITA выросла на 2% г/г). Низкая операционная маржа и снижение доходов от инвестиций привели к снижению чистой маржи до 4,1% по сравнению с 18,5% годом ранее.