20.05.2024 16:09

Tesla устраняет неполадки и делает скидки для европейских покупателей автопарков

Tesla (TSLA) пытается успокоить европейские лизинговые компании после того, как неоднократное уменьшение розничных цен автопроизводителем снизило стоимость их автопарков, а медленное обслуживание и дорогой ремонт оттолкнули корпоративных клиентов.


Tesla предлагает неофициальные скидки на покупку новых автомобилей, если они есть в наличии, а также пытается урегулировать претензии по обслуживанию, ремонту и оформлению заказов. Менеджеры автопарков и лизинговые компании заявляют, что Tesla много лет игнорировала эти проблемы.


Снижение розничных цен Tesla направлено на стимулирование продаж в ответ на уменьшение спроса на электромобили во всем мире и растущую конкуренцию, особенно со стороны китайских производителей электромобилей, таких как BYD. Но это нанесло ущерб прибыли крупнейших клиентов в Европе, где покупка автопарка составляет почти половину продаж автомобилей.


Лизинговые компании покупают новые автомобили и заключают договоры аренды, рассчитанные на основе того, за какую сумму, по их мнению, они смогут продать их в конце срока аренды. Внезапное падение цен подрывает эту остаточную стоимость. «Нет ничего хуже, чем постоянное падение стоимости активов покупателя автопарка», — сказал Ричард Кнуббен, генеральный директор брюссельской Leaseurope, группы компаний, занимающихся лизингом и арендой автомобилей.


Тим Альбертсен, генеральный директор Ayvens (ALDA), крупнейшей в Европе компании по автолизингу с парком 3,4 млн автомобилей, около 10% из которых электромобили, сказал, что услуги Tesla улучшились, но падение стоимости при перепродаже нанесло ущерб. «Tesla это поняла и предлагает решения, которые помогут нам», — сказал он.


Arval, подразделение BNP Paribas по лизингу автомобилей (BNPP), ведет переговоры с тремя китайскими автопроизводителями о покупке электромобилей после того, как понесло убытки, связанные со снижением стоимости Tesla. По словам заместителя генерального директора Arval Барта Беккерса, Arval арендует около 170 000 электромобилей из своего автопарка, насчитывающего 1,7 млн авто.


Автопроизводитель сталкивается с той же проблемой перепродажной стоимости, что и компании по прокату автомобилей. Hertz (HTZ) продает Tesla на рынке США, в то время как немецкий конкурент Sixt (SIXG) прекратил их покупать — более низкая остаточная стоимость электромобилей Tesla и других брендов сократила его прибыль в 2023 году на 40 млн евро ($42,7 млн).


Клиенты автопарка важны на любом автомобильном рынке, но особенно в Европе, где компании часто сдают в аренду большое количество служебных автомобилей для сотрудников, отчасти из-за связанных с этим налоговых льгот. По данным исследовательской компании Dataforce, в прошлом году в Великобритании и 15 странах ЕС покупки компаний по лизингу и аренде автомобилей составили 44% продаж Tesla.


Продажи автопарка Tesla в этих странах в первом квартале упали на 2,3%, тогда как рынок в целом вырос на 3,5%. Несмотря на то, что продажи автопарка упали, доля лизинговых компаний и фирм по прокату автомобилей в бизнесе Tesla на этих рынках выросла до 49%.


Продажи и прибыль Tesla падают во всем мире после длительного периода роста. Автопроизводитель сообщил о сокращении мировых поставок на 8,5% в первом квартале, что стало первым снижением за четыре года. По данным Dataforce, спад продаж автопарков в этих 16 европейских странах произошло после роста на 57% в 2023 году по сравнению с предыдущим годом. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, Tesla продемонстрировала одинаковый процентный рост продаж по всей Европе.


До недавнего времени у Tesla было преимущество первопроходца, что означало, что у европейских корпоративных клиентов было мало альтернатив электромобилям для достижения внутренних климатических целей или целей ЕС по выбросам. Но ситуация быстро меняется. По словам менеджеров автопарков, а также руководителей лизинговых компаний, китайские автопроизводители, в том числе BYD, поставляют в Европу более дешевые электрические модели и активно привлекают корпоративных клиентов Tesla. Старые автоконцерны, такие как Volkswagen и BMW, также производят все более конкурентоспособные электромобили.


Медленное и дорогое обслуживание Tesla стало еще одним болезненным вопросом для европейских лизинговых компаний и их клиентов. Несмотря на это, у Tesla есть довольные клиенты. Octopus Electric Vehicles, подразделение британской энергетической компании Octopus Energy, занимающееся лизингом автомобилей, имеет около 5000 Tesla среди примерно 15 000 электромобилей. Генеральный директор Фиона Ховарт сказала, что Tesla, как пионеру электромобилей, нужно время, чтобы разобраться в операциях по обслуживанию, и что устаревшие автопроизводители теперь сталкиваются с аналогичными проблемами с собственными электромобилями. Она сказала, что стоимость перепродажи Tesla была искусственно завышена во время пандемии коронавируса и ее необходимо снизить. «У нас действительно хорошие рабочие отношения с Tesla», — сказала она.


Лорна МакАтир, менеджер автопарка британской энергетической компании National Grid, рассказала о гораздо более непростых отношениях с Tesla. Она собирала данные о затратах на ремонт и обнаружила, что у Tesla они в три раза выше, чем в среднем по отрасли. Другие проблемы, по ее словам, включают громоздкую систему заказов и автомобили, прибывающие с дефектами. Например, Tesla поставила несколько электромобилей с деформированными лобовыми стеклами и отказалась отремонтировать их по гарантии. В автопарке компании National Grid, насчитывающем 2000 единиц, имеется более 500 автомобилей Tesla. МакАтир сказала, что планирует предложить своей компании исключить Tesla из своего автопарка, если проблемы не будут решены. Тем временем BYD, главный китайский конкурент Tesla, начинает поставлять автомобили в National Grid.


«По всей видимости, Tesla обеспокоена слабеющей динамикой продаж в Европе. Американская корпорация и раньше делала скидки, но они касались только наиболее «проблемного» для нее китайского рынка. В первом квартале в Европе, по данным Dataforce, продажи электромобилей Tesla упали на 2,3% г/г, в то время как в целом продажи в ЕС выросли на 3,5%. Такая ситуация связана с присутствием большого количества не слишком дорогих автомобилей и электромобилей из Китая на европейском рынке и с тем, что европейские производители тоже снижают цены вслед за китайцами. Поэтому Tesla пытается поднять продажи за счет беспрецедентных скидок оптовым покупателям и значительного повышения качества своей продукции», — считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.