07.06.2024 16:32

Космический корабль Boeing долетел до МКС, но с проблемами

Вчера космический корабль Starliner компании The Boeing Company (NYSE: BA) все же смог добраться до Международной космической станции (МКС). Таким образом Boeing теперь может заявить о том, что она имеет собственный пилотируемый корабль для полетов на околоземную орбиту. Однако первый рейс сопровождался множеством проблем, и Boeing предстоит доказать надежность своих разработок.


Starliner пристыковался к МКС почти через 27 часов, после взлета с Земли, а спустя два часа астронавты взошли на борт станции.

Таким образом, миссия была успешно выполнена, несмотря на неоднократно отложенные старты, в том числе из-за утечек гелия и неисправного оборудования.


 


Проблема утечки так и не была решена, более того, обнаружились еще две утечки, то есть всего было четыре места утечки гелия. Но в НАСА разрешили полет, так как объемы поступающего газа были небольшие, и гелий не пожароопасен. На МКС пришлось закрыть краны двигателей, чтобы весь гелий не улетучился.


Впрочем, проблему гелия в Boeing считают мелкой. Намного хуже был отказ двигателей ориентации во время стыковки. Это небольшие ракетные двигатели, которые используются для разворота корабля, изменения углов наклона, сближения, вращения и т. д. То есть, это как рулевое управления в машине, без которого движение возможно, но наверняка кончится плохо.


Двигатели ориентации Starliner неконтролируемо отключались во время сближения. В итоге корабль лишний час «провисел» вблизи МКС, пока с Земли пытались их запустить и наладить. К счастью, удалось включить четыре из пяти двигателей и успешно пристыковаться. Если бы это не удалось, астронавты остались бы в беспомощном положении в космосе. Вероятно, понадобилась бы уникальная операция с переходом на МКС в скафандрах или стыковкой с другим кораблем. Все это — крайне высокий риск.


Пока неясно, что стало причиной сбоя. В НАСА полагают, что причиной являются ошибки в программном обеспечении, а сами двигатели были в порядке, поскольку их все же удалось запустить.


Но проблемный софт — это тоже важная проблема, потому что Starliner изначально задумывался как максимально автоматизированный корабль для малоопытных коммерческих экипажей. Теоретически, экипажу Starliner достаточно задать пункт назначения, например МКС, и автопилот корабля сам должен рассчитать оптимальную траекторию и выполнить перелет.


Скорее всего, понадобится время, чтобы довести подобное сложное программное обеспечение до совершенства. В любом случае, первый пилотируемый полет приблизил Boeing к сертификации Starliner для полетов и получению регулярных контрактов на рейсы к МКС.


На торгах 6 июня акция BA стоила $191,42.