Рынок авиасообщения в Казахстане


Автор: Ансар Абуев, аналитик Freedom Finance Global


Глава 1. Статистика авиаперевозок в сравнении с другими видами транспорта

   1.1 Пассажирские перевозки

   1.2 Доходы перевозчиков

1.3 Региональное разделение авиационной отрасли

1.4 Отправления, пассажиро-километры и международное сообщение


Глава 2. Аэропорты

   2.1 Алматы

   2.2 Астана

   2.3 Актау


Глава 3. Авиакомпании

3.1 Air Astana и FlyArystan

   3.2 Scat и прочие авиакомпании


Глава 4. Социальный опрос: используемые виды транспорта

4.1 Последняя поездка: виды транспорта

   4.2 Частота поездок

   4.3 Предпочитаемый вид транспорта в зависимости от расстояния

   4.4 Цели поездок по видам транспорта


Глава 5. Социальный опрос: авиаперелеты

   5.1 Внутренние и международные рейсы

   5.2 Траты на перелеты

   5.3 Страны, посещаемые чаще всего

   5.4 Проблемы и трудности при авиаперелетах


Глава 6. Социальный опрос: пользование услугами авиакомпаний

   6.1 Внутренние и международные рейсы

   6.2 Авиакомпании, услугами которых не станут пользоваться


Глава 7. Социальный опрос: покупка авиабилетов

7.1 Места и инструменты покупки билетов

   7.2 Уровень удовлетворенности агрегаторами

   7.3 Период покупки авиабилетов


Глава 8. Социальный опрос: причины отказа от полетов

   8.1 Причины отказа

   8.2 Условия для совершения авиаперелета

   8.3 Стереотипы об авиасообщении в РК


Глава 9. Заключение

   9.1 Портрет типичного пассажира

   9.2 Основные выводы




Глава 1. Статистика авиаперевозок в сравнении с другими видами транспорта


1.1  Пассажирские перевозки


Согласно данным Бюро национальной статистики (БНС) в 2023 году общий объем пассажироперевозок в Казахстане составил 1,58 млрд человек. Почти 90% из них приходится на автобусный транспорт – 1,42 млрд. Стоит учитывать, что в автобусные перевозки включаются как междугородние, так и внутригородские перевозки – соответственно, получается, что в основном этот показатель состоит из городских поездок.

Такси является вторым по объему перевозок видом транспорта с показателем в 47,4 млн пассажиров, или 3% от общего количества. Третьим по популярности является еще один вид городского транспорта – троллейбусы. Они в прошлом году перевезли 35,7 млн пассажиров. При этом другим видом городского электротранспорта – трамваями – было перевезено всего 20,4 млн пассажиров (причина – отсутствие трамвайной сети в крупнейших городах). Железнодорожным транспортом воспользовались 19,9 млн человек. Количество пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, составляет 13,3 млн человек, что составляет около 0,84%.



Пассажирские перевозки в Казахстане в 2023 году
Источник: Бюро национальной статистики


За 2023 год общее количество перевезенных пассажиров выросло на 8,3%. Наибольший рост приходится на раздел «Прочие виды» (в который включают канатные дороги и другое – вероятно, сюда входит и единственное в стране метро) – 51,5% за 2023 год. Воздушный транспорт занимает второе место по приросту с годовой динамикой в 20,7%.



Пассажирские перевозки в Казахстане в январе – сентябре 2024 года
Источник: Бюро национальной статистики


Темпы роста пассажиропотока за январь – сентябрь 2024 года оказались выше, чем за 2023 год (10,5% против 8,3%). Общее количество перевезенных пассажиров составило 1,27 млрд за неполный год. Наибольший рост – у морского и прибрежного транспорта (в 2,15 раза), а также у внутреннего водного транспорта (в 1,9 раза). Рост количества перевезенных авиапассажиров в январе – сентябре 2024 года составил 11,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (темпы по сравнению с полным 2023 годом снизились).

По сравнению с 2020 годом пассажирские перевозки авиационным транспортом выросли в 2,4 раза (с 5,5 до 13,3 млн человек), а железнодорожным – на 75% (с 11,3 до 19,8 млн пассажиров).

 


Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global


Пассажирооборот

Помимо этого, БНС указывает такой показатель, как пассажирооборот. Он представляет собой объем работы транспорта по перевозкам людей. Единицей измерения является пассажиро-километр, то есть перемещение 1 пассажира на расстояние в 1 километр. Определяется суммированием произведений количества пассажиров каждой перевозки на расстояние перевозки в километрах.

По этому параметру воздушный транспорт оказался на втором месте после автобусного транспорта. Пассажирооборот автобусов в 2023 году составил 28,7 млрд километров, воздушного транспорта – 25,9 млрд километров. Для сравнения – у железнодорожного транспорта показатель равен 16,1 млрд км. Рост показателя воздушного транспорта год к году составил 28,8%, у железнодорожного – снизился на 1,5%.


 

Пассажирооборот в Казахстане в 2023 году
Источник: Бюро национальной статистики


Среднее расстояние одной поездки у воздушного транспорта составило 1 952 километра при среднем показателе всех видов транспорта в 46 километров. На железнодорожном транспорте каждый пассажир в среднем проезжал 813 километров. Средняя дальность поездки на остальных видах транспорта – значительно меньше: на такси – 30,4, на автобусе – 20,2, на внутреннем водном транспорте – 18,2 км.



Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global


1.2 Доходы перевозчиков


Общие доходы перевозчиков в 2023 году составили 5,26 трлн тенге. Причем на доходы от перевозки пассажиров приходится лишь 20% из них – 1,07 трлн тенге, остальные 4,19 трлн – доходы от перевозки грузов.

На воздушный транспорт приходится 71,3% от общих доходов (или 791,9 млрд тенге). На втором месте с пятой частью от всех доходов компаний от пассажирских перевозок – автомобильный и городской электрический транспорт (около 215 млрд тенге). Третье место – у железнодорожного транспорта с 11% и 119,5 млрд тенге.

Интересный момент: авиатранспорт почти все доходы получает от перевозки пассажиров – 98,2%, что отсылает к неразвитости воздушных грузоперевозок в Казахстане. Наименьшие показатели дохода от пассажиропотока – у морского и прибрежного (всего 0,9%), а также железнодорожного транспорта (7,2%). У автомобильного и городского электрического транспорта пятая часть доходов приходится на пассажиров.

В среднем от одного километра пассажирских перевозок компании зарабатывают около 15 тенге. Наиболее высокий этот показатель – в морском и прибрежном транспорте – 408 тенге за километр. Заметно меньше – во внутреннем водном транспорте – 179 тенге. В железнодорожном – 7,4 тенге, в автомобильном и городском электрическом транспорте – 7 тенге. В воздушном транспорте за километр доход на пассажира равен 28,3 тенге, однако поскольку расстояния в таком виде транспорта большие, с перевозки одного пассажира выходит доход в размере 55,2 тысячи тенге. При этом данный показатель в среднем составляет лишь 675 тенге – в 81 раз меньше. Такая разница объясняется подавляющим числом перевозок автобусами в группе «Автомобильный и городской электрический транспорт» и низкой средней стоимостью перевозки в нем – лишь 139 тенге. Средний доход с пассажира в железнодорожном транспорте – 6 тыс. тенге.



Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global


1.3 Региональное разделение авиационной отрасли


В разрезе областей наибольшее количество авиапассажиров приходится на шесть регионов, в которых перевезли 4% от всего пассажиропотока.

Лидером с 34% пассажиропотока и 4,48 млн пассажиров является крупнейший город страны – Алматы. У столицы – Астаны – 27% и 3,53 млн пассажиров. По 9% – у Шымкента (1,24 млн) и Атырауской области (1,16 млн), 6% – у Мангистауской (819 тыс.), 4% – у Актюбинской (507 тыс.).

Указанные цифры дают повод для размышления об активности населения крупнейших городов в передвижении посредством авиалиний. Так, на 1 октября 2024 года население Алматы составляло 2 275,5 тыс. человек, население Астаны – примерно на треть меньше и находилось на уровне 66% от населения Южной столицы. Население Шымкента – 54,7% от населения Алматы. Если сопоставить цифры, то выходит, что относительно Алматы пассажиропоток в Астане выше, а в Шымкенте – ниже. Напрямую поделив количество пассажиров на количество населения в каждом из трех городов, мы увидим, что в 2023 году житель Астаны в среднем летал на самолете 2,35 раза за год, тогда как житель Алматы – 1,97 раза. Наименьший показатель – у Шымкента: он составляет один полет за год на одного жителя.



Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global


В январе – сентябре 2024 года доля Алматы в пассажирских авиаперевозках увеличилась. Теперь пассажиропоток здесь составляет 36% от всего пассажиропотока страны (в конце 2023 года – 34%). Немного выросла доля Астаны: на нее приходится 28% (было – 27%). В Мангистауской области она выросла с 6 до 7%, а в Атырауской снизилась с 9 до 6%. Впрочем, в целом распределение регионов по пассажиропотоку осталось примерно таким же, как в конце 2023 года.

Среди остальных регионов пассажиропоток выше 200 тыс. человек – в Восточно-Казахстанской и Туркестанской областях. Показатель выше 100 тыс. пассажиров – в Западно-Казахстанской, Кызылординской, Костанайской, Абайской и Карагандинской областях. Наименьшие показатели пассажиропотока (менее 50 тыс. пассажиров) – в Алматинской, Акмолинской и Жетысуской областях.



Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global


За 2023 год количество перевезенных авиакомпаниями пассажиров выросло на 20,7%. Рекордный рост отмечен в Северо-Казахстанской области – в три раза. Значительное, но не такое заметное увеличение наблюдается также в Восточно-Казахстанской (на 90%), Жетысуской и Акмолинской (на 58% и 55% соответственно) областях.

Снижение пассажиропотока зафиксировано в шести регионах: Западно-Казахстанской, Кызылординской, Карагандинской, Павлодарской, Абайской и Алматинской областях. Отметим показатель Алматинской области – в 2023 году он составил лишь четверть от показателя 2024 года.



Источник: Бюро национальной статистики


Дистанция полетов

Средняя дальность одной поездки на самолете практически не различается в разрезе регионов. Среднее расстояние перевозки – больше 2 тыс. километров – зафиксировано в шести регионах: Акмолинской, Северо-Казахстанской, Жамбылской, Атырауской и Актюбинской областях, а также в Шымкенте.

Менее полутора тысяч километров – среднее расстояние полета в трех регионах: Жетысуской, Улытауской и Алматинской областях.



Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global


1.4 Отправления, пассажиро-километры и международное сообщение


Среди других показателей стоит отметить количество отправлений воздушных судов. В 2023 году оно составило 102,3 тыс. Это самый высокий показатель за пять лет.

В 2020 году этот показатель снизился на две трети – с 92,4 до 57 тыс. вылетов, затем начал расти. В 2021 он превысил уровни допандемийного 2019 года.

По количеству международных рейсов лишь в 2023 году эта отрасль смогла достичь уровня 2019 года: тогда вылетов в другие страны было 31,6 тыс., в 2020-м их количество снизилось до 9,6 тыс. Показатель 2023 года – 33,2 тыс. Однако их доля от общего количества полетов все еще находится ниже уровня 2019 года: 34% в 2019 году против 32% – в 2023 году.



Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global


Показатель количества выполненных пассажиро-километров в 2023 году самый высокий за пять лет как в случае с международными (14,9 трлн километров), так и в случае с внутренними (11 трлн километров) рейсами. При этом показатель 2019 года в случае с внутренними рейсами был преодолен уже в 2021 году, а с международными – только в 2022 году.

Средняя загрузка самолетов в 2023 году составила 79% на международных рейсах и 90% – на внутренних. Загрузка внутренних перелетов росла последние пять лет (включая пандемийный 2020 год), но снизилась в 2022 году, международных рейсов – резко снизилась в 2020 году (почти на 10%), затем снова росла (в 2023 году, по сравнению с предыдущим годом) и незначительно снизилась – на 1%.



Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global


Глава 2. Аэропорты


2.1 Алматы


Согласно данным Комитета гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан за июль 2021 года, в стране действует 21 аэропорт, а по данным авиационной администрации Казахстана – 22.

Крупнейшим аэропортом по количеству регулярных рейсов является аэропорт крупнейшего города страны – Алматы. Его основной владелец, согласно данным СМИ, турецкий холдинг TAV Airports – ему принадлежит 85% акций. Он приобрел пакет ценных бумаг на сумму свыше 400 млн долларов (365 млн – в 2021 году и дополнительная выплата 50 млн – в 2023 году).

Согласно открытым данным авиакомпаний и аэропорта, из Алматы осуществляется 88 регулярных рейсов (направлений), соответственно, столько же – и обратно, 77% из них – международные. Одиннадцать авиакомпаний обеспечивают выполнение двух и более рейсов.

Лидером является Air Astana, у которой – 30 рейсов (22 из них – международные). Второе место – у Scat с 14 рейсами (9 из них – международные). Пять рейсов из Алматы выполняет дочернее предприятие Air Astana – FlyArystan (4 из них – международные), 4 рейса – у российской Red Wings, по три – у турецкой Pegasus Airlines и китайской China Southern Airlines. По два авиарейса из Алматы выполняет местная Qazaq Air, российские «Россия» и «Азимут», таджикистанская Somon Air и узбекистанская Uzbekistan Airways.



Источник: сайты и отчеты авиакомпаний, собственные расчеты Freedom Finance Global


По одному рейсу из Алматы выполняют еще 19 авиакомпаний, все – зарубежные. Среди них можно выделить летающие в арабские страны Jazeera Airways, Air Arabia, Flynas, Qatar Airways, Flydubai, Wizz Air (точнее, ее дочернюю компанию Wizz Air Abu Dhabi), Salam Air. Другая заметная группа авиакомпаний, осуществляющих полеты по азиатским направлениям: Asiana, Vietjet Air, Air Asia, сюда же можно отнести и упомянутую выше China Southern Airlines.

Третья крупная группа – авиакомпании, летающие в Россию: помимо указанных выше Red Wings, «России» и «Азимута», это также «Аэрофлот» и S7. Также стоит выделить турецкие авиакомпании: помимо указанной выше Pegasus Airlines, это Turkish Airlines и Ajet.

«Одиночными» направлениями можно считать полеты европейских Lufthansa и Neos, индийской IndiGo (впрочем, в Индию активно летают самолеты группы Air Astana), Azerbaijan Airlines.

            Из Алматы можно улететь в 62 города – 50 зарубежных и 12 казахстанских. Более одного регулярного рейса осуществляется в 20 городов. По 4 рейса осуществляется в столицу Казахстана – Астану и крупнейший город Турции – Стамбул. По три рейса осуществляется в Джидду (Саудовская Аравия) и столицу Индии – Дели. По два регулярных рейса – в казахстанские Актобе, Шымкент, Атырау, Актау и Усть-Каменогорск, китайские Пекин и Урумчи, турецкие Анкару и Анталью, а также в Дубай, Доху, Ташкент, Баку, Душанбе, Сеул и Новосибирск.



Источник: сайты и отчеты авиакомпаний, собственные расчеты Freedom Finance Global


2.2 Астана


Второй по количеству рейсов аэропорт в Казахстане – столичный Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев. Согласно данным СМИ, аэропорт находится в доверительном управлении компании из ОАЭ Terminals Holding – это авиационное предприятие, обслуживающее клиентов на рынках Азии и Африки, а также связанное с портовой и промышленной компанией Abu Dhabi Ports. Terminals Holding занимается развитием аэропорта «Навои» в Узбекистане. Открытых данных о пассажиропотоке столичного аэропорта в 2023 году нет, однако в самом конце 2023 года сообщалось, что он встретил 7,5-миллионного пассажира.

Из астанинского аэропорта осуществляется 76 регулярных авиарейсов, из которых около 57% – международные. Более двух авиарейсов из столичного аэропорта осуществляют 7 авиакомпаний. Крупнейшая из них по количеству перелетов – Air Astana с 17 рейсами (из них 10 – международные). Почти столько же рейсов – 16 – осуществляет ее дочерняя компания Fly Arystan (при этом лишь пять из них – международные). Двенадцать рейсов выполняет Scat (международные – пять из них), 10 – Qazaq Air (международные – 3). Остальные авиакомпании в топе – зарубежные, соответственно, все их рейсы – международные. Шесть рейсов осуществляет российская Red Wings, по два – таджикистанская Somon Air и турецкая Pegasus.



Источник: сайты и отчеты авиакомпаний, собственные расчеты Freedom Finance Global


По одному рейсу из астанинского аэропорта – еще у 11 авиакомпаний. Среди них – две российские («Аэрофлот» и входящая в эту же группу компаний «Россия»), две – из ОАЭ (Flydubai и Wizz Air Abu Dhabi), по одной – из Турции, Узбекистана, Китая, Азербайджана, Германии, Польши и Белоруси.

Из Астаны можно улететь в 46 городов, из них 31 – зарубежный и 15 – казахстанских. Наибольшее количество регулярных рейсов – по четыре – осуществляется в три города: казахстанские Алматы и Актобе, а также турецкий Стамбул. По три рейса осуществляется в Москву и еще четыре города Казахстана: Усть-Каменогорск, Костанай, Атырау и Актау. По два рейса – в 11 городов. Среди них – российские Омск и Екатеринбург, немецкий Франкфурт, китайский Урумчи, узбекистанский Ташкент, азербайджанский Баку, Дубай (ОАЭ), турецкая Анталия, а также казахстанские Шымкент, Уральск и Кызылорда.



Источник: сайты и отчеты авиакомпаний, собственные расчеты Freedom Finance Global


2.3 Актау


Общее количество регулярных рейсов, выполняемых из Актау, составляет 20, ровно половина из них – международные. Больше всего международных рейсов осуществляет авиакомпания Scat – она летает в российские Астрахань и Грозный, столицу Армении – Ереван, а также столицу Грузии – Тбилиси. На втором месте по количеству международных рейсов из Актау – Fly Arystan. Самолеты авиакомпании в Дубай, турецкую Анталью и грузинский Кутаиси. По одному международному рейсу из Актау осуществляют российские «Аэрофлот» (в Москву) и «Азимут» (в Минеральные Воды), а также Azerbaijan Airlines (в Москву).

Отметим, что раньше из Актау был рейс Air Astana в Лондон, который, в сущности, существовал благодаря тому, что Актау был точкой промежуточной посадки для рейса Алматы – Лондон, сейчас же этот рейс стал прямым.

По количеству внутренних рейсов лидерство – также у авиакомпании Scat. Из Актау осуществляются перелеты в Астану, Алматы, Кокшетау, Туркестан и Шымкент. Второе место – у Fly Arystan, который летает в Атырау, Уральск и Актобе. Air Astana отправляет суда в Астану и Алматы.



Источник: сайты и отчеты авиакомпаний


Другие аэропорты

Что касается других аэропортов, то количество рейсов из них еще меньше, а пассажиропоток в большинстве случаев не указывается вовсе.

В разрезе международных рейсов можно отметить Шымкент, откуда осуществляется пять рейсов – два в Москву ( «Аэрофлот» и Scat), по одному – в Джидду, Медину и Стамбул (Scat). Также пять международных рейсов – из Атырау в Москву («Аэрофлот»), Амстердам, Стамбул (Air Astana), Кутаиси и Шарм-эль-Шейх (Fly Arystan).

Из Туркестана осуществляется три международных рейса – в Стамбул, Кутаиси (Fly Arystan) и Абу-Даби (Wizz Air). Из аэропорта Уральска – два международных регулярных рейса: во Франкфурт (Air Astana) и Анталью (Fly Arystan).



Источник: сайты и отчеты авиакомпаний


Максимальное количество внутренних регулярных рейсов – из Шымкента. Их восемь: по два – в Алматы и Актау, по одному – в Астану, Кокшетау, Петропавловск и Жезказган. По семь рейсов – из Атырау и Актобе. При этом из Актобе сразу три рейса: в Астану и два – в Алматы (а также в Туркестан и Атырау). Из Атырау – по два рейса: в Алматы и Астану, еще по одному – в Уральск, Тараз и Актобе.



Источник: сайты и отчеты авиакомпаний


Глава 3. Авиакомпании


3.1 Air Astana и FlyArystan


Крупнейшая казахстанская авиакомпания по количеству регулярных рейсов – группа Air Astana, в которую входят непосредственно Air Astana и ее дочернее предприятие – лоукостер FlyArystan. Ранее компания была структурным подразделением Air Astana, с 2024 года – отдельное дочернее юридическое лицо. Основным акционером Air Astana является государственный инвестиционный фонд «Самрук-Казына» (41% акций), еще 16,95% акций – у «дочки» британской оборонной компании BAE Systems PLC, 6,5%– у Единого накопительного пенсионного фонда, остальные 35,55% – у других акционеров. Отметим, что структура собственников существенно изменилась после проведенного в феврале 2024 года IPO: ранее у BAE Systems (KAZAKHSTAN) LIMITED было 49%, а у «Самрук-Казына» – 51%.

Пассажиропоток авиакомпании Air Astana в 2023 году в годовом отчете оценивается в 4,4 млн пассажиров, FlyArystan – в 3,7 млн, общее количество перевезенных людей составило 8,1 млн, годом ранее показатель составлял 7,4 млн.

В сумме у двух авиакомпаний группы Air Astana 84 рейса. Из них непосредственно у Air Astana – 50 рейсов, из которых 70% – международные. Более 60% международных рейсов осуществляется из Алматы. Здесь довольно широкий диапазон направлений, среди которых как Юго-Восточная Азия, так и Турция, Центральная Азия и европейские города – Ираклион, Подгорица, Лондон. Еще 29% международных рейсов осуществляется из Астаны. Из столицы нашей страны есть рейсы в столицу Китая, арабские страны, Турцию, Подгорицу и Франкфурт. Помимо этого, авиакомпания осуществляет международные рейсы из Атырау и Уральска в Амстердам, Стамбул и во Франкфурт соответственно.

У FlyArystan – 34 регулярных рейса, ровно половина из которых – международные. В отличие от Air Astana, у FlyArystan более заметна региональная направленность. Из Астаны и Алматы осуществляется только 53% международных рейса: пять – из Астаны (36% международных рейсов в Урумчи, Бишкек, Баку, Кутаиси и Анкару), четыре – из Алматы (29% – в Самарканд, Кутаиси и временно не выполняемые рейсы в Мумбай и Дели). Помимо этого, три международных рейса Fly Arystan – из Актау (в Дубай, Анталью и Кутаиси), по два – из Атырау (в Кутаиси и Шарм-эль-Шейх) и Туркестана (в Стамбул и Кутаиси).



Направления регулярных международных рейсов авиакомпаний Air Astana (бежевым) и Fly Arystan (синим).
Источник: годовой отчет Air Astana за 2023 год


Внутренних рейсов у Air Astana – 15. При этом все они осуществляются из двух крупнейших городов – Астаны или Алматы. Небольшое преимущество – у Алматы, отсюда выполняется 8 рейсов, из Астаны – 7. У Fly Arystan количество внутренних рейсов – 14. На Астану приходится 11 из них (включая рейс в Алматы и обратно), также есть полеты из Актау – в Атырау, Уральск, Актобе и Шымкент, из Атырау – в Актобе.



Направления регулярных рейсов авиакомпаний Air Astana (бежевым) и Fly Arystan (синим).
Источник: годовой отчет Air Astana за 2023 год


3.2 Scat


Вторая по величине (после Air Astana) авиакомпания Казахстана – Scat. Она основана в 1997 году. У компании – два владельца. Это физические лица Владимир Денисов с долей в 57% и Владимир Сытник с долей в 43%. Авиакомпании Scat принадлежит 100% Международного аэропорта Аулие-Ата в Таразе и 70% авиакомпании «Южное Небо» (будет упомянута ниже). В 2022 году Scat выкупил 40% египетской авиакомпании Red Sea Airlines. Помимо этого, в 2024 году Scat получил в доверительное управление аэропорт Шымкента. Пассажиропоток авиакомпании в 2022 году, по данным СМИ, составил 2,9 млн человек; в январе – октябре 2023 года – 3,7 млн человек (данных за весь 2023 год нет, но показатель за январь – октябрь сравним с показателем Air Astana и выше, чем у Fly Arystan).

У авиакомпании – 41 авиарейс, примерно половина – международные. Основные международные хабы для Scat – это Астана и Алматы, из которых осуществляется по пять авиарейсов. Из обоих городов – по два рейса в Россию (эта авиакомпания в отличие от группы Air Astana, продолжает летать сюда): из Астаны – в Москву и Санкт-Петербург, из Алматы – в Москву и Новосибирск), из Астаны также в Стамбул, Прагу и Санью, из Алматы – в Стамбул, Джидду и Санью. Из Шымкента и Актау авиакомпания выполняет по четыре международных рейса. Из Шымкента это перелеты в Москву, Джидду, Медину и Стамбул, из Актау – в российские Астрахань и Грозный, а также в столицы Армении и Грузии. Помимо этого, есть международный рейс из Актобе в Стамбул. Внутренних рейсов – 22, 40% из них выполняются из Алматы, 27% – из Астаны.


3.3 Прочие авиакомпании


Помимо этого, в Казахстане есть авиакомпания Qazaq Air, у которой – три международных рейса (из Астаны – в Омск, Екатеринбург и Новосибирск) и 13 внутренних, в основном выполняющихся из Астаны. Помимо них, есть рейсы из Алматы – в Кокшетау, из Актобе – в Атырау и Туркестан, из Атырау – в Уральск, из Туркестана – в Костанай и из Шымкента – в Жезказган. Согласно данным на сайте авиакомпании, она на 100% принадлежит уже упоминавшемуся Фонду национального благосостояния «Самрук-Казына», однако фактически, согласно сообщениям СМИ, в 2024 году компания была продана вьетнамскому холдингу SOVICO Group, в структуру которого также входит авиакомпания VietJet Air. Количество перевезенных пассажиров в январе – октябре 2023 года составило около полумиллиона человек.

Кроме того, в Казахстане существуют еще две авиакомпании, которые мы не стали включать в общий список из-за их узкого сегмента и полетов на небольших самолетах на незначительные расстояния, что делает их скорее региональной авиацией, связывающей небольшие населенные пункты.

В частности, это авиакомпания «Южное Небо», которая летает из Алматы в Урджар, Ушарал и Балхаш, из Караганды – в Жезказган и Усть-Каменогорск, из Усть-Каменогорска – в Зайсан и Урджар, из Семея – в Урджар. Отметим, что рейсы не по всем направлениям осуществляются на регулярной основе, полеты производятся на самолетах Ан-24 (максимальная вместимость – около 50 человек).

Еще одна небольшая местная авиакомпания – «Жетысу». Ее владельцем называют аппарат акима области Жетысу. Самолеты авиакомпании летают по направлениям Талдыкорган – Ушарал, Астана – Талдыкорган, Алматы – Ушарал. Полеты производятся на самолетах L-410 (вместимость – 19 пассажиров).


Глава 4. Социальный опрос: используемые виды транспорта


Дизайн исследования для текущей и последующих глав проведен с использованием метода анкетирования через онлайн-опрос (CAWI). География охватывает всю территорию Республики Казахстан, включая крупные города с населением от 50 тыс. человек. Целевая аудитория – жители в возрасте от 18 до 55 лет, а выборка репрезентативна по полу и возрасту. Ее общий объем охватывает 3 тыс. респондентов, из которых наибольшее количество опрошенных пришлось на Алматы (614 человек), а остальные распределились между Астаной, Шымкентом и другими городами.



Средняя продолжительность интервью составила 15 минут, что обеспечило сбор качественных данных. Результаты представляют социально-демографический портрет респондентов: среди опрошенных 52,5% мужчин и 47,5% – женщин. По уровню образования наибольшая доля имеет высшее образование (48,4%), а по возрасту преобладают респонденты от 25 до 44 лет. Большинство участников отметили, что их доход позволяет приобретать товары длительного пользования, а 10,2% могут позволить себе покупку автомобиля.



4.1 Последняя поездка: виды транспорта


В разрезе транспортных средств большая часть респондентов совершала междугородние/международные поездки относительно недавно (до одного месяца назад) чаще на автомобильном транспорте (личное/арендованное авто – 27,7%, такси/арендованное авто с водителем – 37%, рейсовый автобус/маршрутка – 29,5%), тогда как три года назад и более – на железнодорожном транспорте (поезд дальнего следования – 20,5%, пригородный поезд – 15,6%) и самолете (16,2%).



Когда Вы в последний раз совершали междугородние/международные поездки следующими видами транспорта?


Большинство жителей городов Казахстана ни разу не пользовались пригородным поездом/электричкой (40,2%), скорее в силу их отсутствия во многих городах страны, и самолетом (31,2%). При этом также высока доля тех, кто не пользовался легковым автомобилем в качестве транспорта для междугородних/международных переездов (24,6%). Вероятно, такая статистика связана либо с непопулярностью такого способа передвижения, либо с банальным отсутствием личного авто.



Когда Вы в последний раз совершали междугородние/международные поездки следующими видами транспорта?


4.2 Частота поездок


Вполне естественно, что среди респондентов, пользующихся транспортными средствами для междугородних/международных поездок 1-2 раза в год и реже 1 раза в год чаще встречаются пассажиры самолетов (37,7% и 26,2% соответственно) и поездов дальнего следования (33,8% и 23,4% соответственно).




Как часто Вы пользуетесь этими видами транспорта для междугородних/международных поездок?


Большая популярность по частоте использования (до нескольких раз в месяц) – у автомобильных видов транспорта (такси/арендованное авто с водителем – 36,1%, рейсовый автобус/маршрутка – 29,1%, личное/арендованное авто – 27,3%).


4.3 Предпочитаемый вид транспорта в зависимости от расстояния


Респонденты чаще предпочитают передвигаться на личном/арендованном авто, такси/арендованном авто с водителем или на автобусе, когда едут в соседний город в пределах региона (48,6%, 47% и 28,5% соответственно).



Укажите предпочитаемые виды транспорта в зависимости от расстояния


Поездом дальнего следования чаще перемещаются в другие регионы страны (соседствующие с регионом проживания – 36,7%, не соседние – 44%) или в соседние страны на небольшом расстоянии (40%). Примечательно, что при проездках в дальние регионы страны разница между поездом и самолетом как видами транспорта стремительно сокращается – 44% у поезда и 34,5% – у самолета.

Самолетом же чаще пользуются при поездке в соседние страны и города, находящиеся на большом расстоянии (56,3%), или дальнее зарубежье (70,9%).



Укажите предпочитаемые виды транспорта в зависимости от расстояния


4.4 Цели поездок по видам транспорта


Большая часть респондентов использует упомянутые виды транспорта (за исключением самолета) для посещения семьи и друзей, при этом с такой целью значимо чаще других видов транспорта используют личное/арендованное авто (59,5%). Личный или арендованный автомобиль также значимо чаще используют для деловых поездок и командировок (47,4%).




С какими целями Вы чаще всего пользуетесь этими видами транспорта?


Поездом дальнего следования и самолетом в сравнении с другими видами транспортных средств чаще пользуются в целях туризма и отдыха (49% и 57,7% соответственно). Такси значимо чаще используется в экстренных ситуациях (21,8%), а рейсовые автобусы/маршрутки – для поездки на учебу (14,1%).


Глава 5. Социальный опрос: авиаперелеты


5.1 Внутренние и международные рейсы


Почти половина опрошенных из числа тех, кто использовал самолет для поездок хотя бы раз, чаще всего летает внутренними рейсами (48,4%), в то время как международными перемещается почти каждый четвертый респондент (23,8%). Только внутренними рейсами значимо чаще летает молодежь (28,7%), только международными и чаще международными – респонденты 45–55 лет (9,7% и 21,6% соответственно) и жители городов с населением от 100 до 250 тыс. (13,4% и 25,8% соответственно).



В разрезе субъективной материальной оценки респонденты с достатком выше среднего чаще остальных летают и международными (22,7%) и в равной степени внутренними и международными рейсами (25%), а респонденты со средним уровнем дохода – чаще внутренними (32,1%).



Вы чаще летаете внутренними или международными рейсами?


5.2 Траты на перелеты


Внутренние перелеты

Среди тех, кто использовал в своих поездках самолет хотя бы раз, 87% опрошенных указали максимальную сумму, которую они готовы потратить на внутренний перелет по территории РК.

Так, более половины опрошенных указали, что готовы потратить на авиаперелет внутри страны максимум 15 000 тенге (52,7%), почти каждый четвертый – от 15 001 до 20 000 тенге (23,4%), а каждый десятый – от 20 001 до 30 000 тенКакуге (12,6%). Доля готовых потратить более 30 000 тенге составила 11,2%.

Медианная сумма на внутренний перелет составила 30 000 тенге.




Траты на международные перелеты

Большая часть опрошенных готова потратить на авиаперелет за пределы страны от 50 001 до 100 000 тенге (28,4%). Каждый четвертый респондент готов приобрести билет в пределах 100 001–250 000 тенге (26,1%). Доля тех, кто готов выложить за поездку более 250 000 тенге, составила 16,7%.

Медианная сумма на международный перелет равна 100 000 тенге.




5.3 Страны, посещаемые чаще всего


Чаще всего казахстанцы летают в страны СНГ (54,5%) и Ближнего Востока (42,2%). Доля тех, кто посещает страны Азии и Юго-Восточной Азии, составила 16,8%. Реже всего опрошенные летают в страны Европейского союза (10,4%).

В СНГ наиболее посещаемой страной является Россия (41,5%), на Ближнем Востоке – Турция (32,6%), в Юго-Восточной Азии – Таиланд (6,4%) и Китай (5,8%), в Европе – Германия (4%).

Доля тех, кто указал другие страны, составила 2,9%, и чаще всего респонденты упоминали Украину, США, Швейцарию и Мальдивы.

В топ-5 направлений для перелетов входят Россия (41,5%), Турция (32,6%), ОАЭ (12,2%), Узбекистан (9,8%) и Египет (8%).



Социально-демографическая характеристика

Количество респондентов, которые чаще всего посещают Россию, растет по мере увеличения их возраста. Так, меньше всех данную страну посещают респонденты 18–24 лет, и, соответственно, нетрудоустроенные учащиеся вузов. Больше всех совершают туда перелеты люди старшего возраста – 46,7%.

Турция же наиболее популярна у женщин (36,7% против 28,2% мужчин), женатых/замужних людей (38%), казахстанцев среднего возраста 35–44 лет (34,7%). При этом жители Астаны совершают перелеты в данную страну несколько чаще, чем жители Алматы и Шымкента (40% против 32,5% у Алматы и 30,5% – у Шымкента).

ОАЭ больше интересны для астанчан (17,8%), предпринимателей (17%) и фрилансеров (16,9%), женщин (13,8% против 10,5% мужчин) и респондентов с субъективно высоким уровнем дохода (19,1% – «Можем купить квартиру или дом на собственные средства, не прибегая к кредитам и займам»).

Узбекистан больше посещают казахоязычные респонденты (20,9%), нежели русскоязычные (8,1%), жители Шымкента (17,8%), учащиеся вузов (21,4%) и казахстанцы с субъективно наименьшим достатком (22,3% – «Не всегда достаточно денег на еду»).

В Египет чаще всего летают респонденты, которые работают в найме (10,4%), женщины (9,7% против 6,2% мужчин) и казахстанцы со средним субъективным достатком.


5.4 Проблемы и трудности при авиаперелетах


С проблемами и трудностями при авиаперелетах сталкиваются 22,3% опрошенных. У 70% участников исследования никаких проблем и трудностей не возникает, а 7,7% казахстанцев затруднились ответить на данный вопрос.

В первую тройку проблем, с которыми сталкиваются респонденты при авиаперелетах, входят задержки и отмены рейсов (60,4%), длинные очереди на регистрацию и проверку безопасности (53,8%), а также высокие цены на услуги и товары в аэропорту (43,9%).



            Социально-демографическая характеристика

            Младшая группа респондентов (18 лет – 24 года) оказалась той, которая меньше остальных испытывала трудности либо проблемы в перелетах. Наиболее актуальными для молодежи в сравнении с другими группами оказались проблемы с таможенным и паспортным контролем Наибольшая доля испытываемых проблем пришлась на группу 45–55 лет, лидирующую по таким пунктам, как ограничения на провоз багажа, страх потеряться в крупных аэропортах, высокие цены на услуги и товары в аэропорту, отсутствие розеток, перегруженность аэропорта.

            В разрезе городов республиканского значения астанчане меньше всего жаловались на длительные очереди на регистрацию и проверку безопасности. Жители Шымкента реже остальных испытывали сложности с потерей или повреждением багажа, ориентирами в аэропортах, проблемами с паспортным контролем.

            В гендерном сравнении женщины меньше мужчин испытывали сложности лишь в долгих ожиданиях при пересадке (23,8% против 26,6%) и при паспортном контроле (9,4% против 9,6%).

            Женатые/замужние респонденты также чаще испытывали сложности в сравнении с холостыми/незамужними. Исключением являются лишь потеря или повреждение багажа (21,2% против 27,6%) и перегруженность аэропорта (14,2% против 20,8%).

            В разрезе характеристики материального положения самая субъективно богатая группа («Можем купить квартиру или дом на собственные средства, не прибегая к кредитам и займам») указывала на наименьшие среди остальных групп сложности в перелетах. Исключением стал пункт о потере либо повреждении багажа (актуален для всех групп выше среднего дохода).


Глава 6. Социальный опрос: пользование услугами авиакомпаний


6.1 Внутренние и международные рейсы


Air Astana является абсолютным лидером среди авиакомпаний, услугами которых пользуются казахстанцы. Так, доля тех, кто пользовался ее услугами хотя бы раз, составила 71,2%: для перелетов за рубеж – 45%, внутри страны – 43,5%.



В топ-3 авиакомпаний по пользованию хотя бы раз для перелетов внутри страны и за ее пределы также вошли казахстанские компании FlyArystan и Scat.



Среди иностранных авиакомпаний лидируют Turkish Airlines и «Аэрофлот».



Меньше всего казахстанцы пользуются авиалиниями «Азимут», Azerbaijan Airlines – AZAL, China Southern Airlines и Belavia.


6.2 Авиакомпании, услугами которых не станут пользоваться


Количество респондентов, не указавших авиакомпании, которыми они не станут пользоваться при наличии выбора – 40,3% опрошенных не стали указывать авиакомпании, которыми не станут пользоваться при наличии выбора.  Вероятнее всего, это может означать удовлетворенность услугами выбранных компаний.

Среди авиалиний, от услуг которых респонденты отказались бы в случае наличия другого выбора, чаще всего отмечали местные авиалинии – Scat (18,1%), FlyArystan (13,3%), AirAstana (13,3%) и QazaqAir (9,6%). Доля тех, кто отметил непопулярные в Казахстане «Жетысу» и «Южное Небо» (Southern Sky) составили 6,6% и 6% соответственно.

Среди иностранных авиакомпаний опрошенные чаще всего отмечали российские «Азимут» (4,6%) и «Аэрофлот» (4,5%). Доли других авиаперелетов составили меньше 3,5%.



Причины, по которым не станут пользоваться услугами авиакомпаний

Одной из главных причин, по которым респонденты не будут пользоваться большинством казахстанских авиакомпаний – Scat FlyArystan, QazaqAir и «Жетысу», – стала плохая репутация этих компаний. Пользовавшиеся их услугами пожаловались также на плохое состояние самолетов (исключение – FlyArystan) и низкий уровень комфорта (исключение – «Жетысу»).

Клиенты Air Astana чаще сетовали на частые задержки и отмены рейсов, скрытые сборы и дополнительные платежи, а также на отсутствие определенных маршрутов. В топ-3 причин, по которым респонденты не станут пользоваться услугами российских компаний «Аэрофлот» и «Азимут», вошли плохая репутация компании, отсутствие рейсов в нужных аэропортах и неважный парк самолетов.




Пользование платными дополнительными услугами авиакомпаний

В топ-3 платных дополнительных услуг авиакомпаний, используемых респондентами чаще всего, вошли сервисы багажа (платное/дополнительное/негабаритное; 54,4%), услуги выбора места при регистрации (37,7%) и питание (платное/дополнительное; 23,8%).

Не хватает же пассажирам авиарейсов чаще всего трансфера до и из аэропорта (16,3%), ускоренного прохождения предполетного и паспортного контроля (Fast Track; 16,3%) и услуги приоритетной/ускоренной регистрации (14,2%). При этом стоит отметить, что более трети опрошенных затруднились ответить на этот вопрос (35,7%), что, вероятнее всего, говорит об удовлетворенности наличием тех дополнительных услуг, которые уже имеются в сервисе авиакомпаний, либо об отсутствии спроса на них.



Глава 7. Социальный опрос: покупка авиабилетов


7.1 Места и инструменты покупки билетов


Через сайт или мобильное приложение авиакомпании приобретают билеты 60,1% опрошенных. Второй по популярности способ – приобрести авиабилеты через агрегаторы и поисковые системы (Aviasales, Aviata, Kaspi Travel и т. д.) – им пользуются 47,6% респондентов.



Наиболее популярная площадка-агрегатор по покупке авиабилетов – Kaspi Travel (71,9%). Также респонденты часто пользуются услугами Aviata – 43,8% и Aviasales – 42,5%.



Наиболее популярные туристические агентства для покупки авиабилетов – ht.kz (27,6%), «Казтур» (23,9%), «Поехали с нами» (18,2%). В категории «Другое» чаще всего были упомянуты Fun Sun, Transavia, Sun Travel, Palmatour, «Роза ветров» и «Гранд тур».



7.2 Уровень удовлетворенности агрегаторами


Опыт использования площадок агрегаторов оценивается участниками исследования положительно: суммарная оценка показателей «Скорее удовлетворен» и «Полностью удовлетворен» составила свыше 80%.

Самую высокую оценку (58% – «Полностью удовлетворен») получил сервис Kaspi Travel.



У Skyscanner самый высокий антирейтинг – 25,7% опрошенных «скорее не удовлетворены» сервисом. Аналогичную оценку поставили площадкам Tickets.kz и Chocotravel 9,1% и 8,5% респондентов соответственно.



7.3 Период покупки авиабилетов


Большинство опрошенных предпочитают приобретать билеты заранее, от 1 до 3 месяцев до вылета – 34,3%. Четверть участников исследования считают, что оптимальный срок покупки авиабилетов – за 1-2 недели до вылета.



Топ-3 причины краткосрочного планирования покупки билетов: быть более гибким к изменению планов (48,4%), лучше понимать текущую ситуацию (29,6%), удобно для рабочих перелетов и срочных поездок (22,6%).



Топ-3 причины долгосрочного планирования покупки билетов: низкая стоимость (76,8%), гарантированное наличие мест (48,5%), возможность заранее строить планы (45,9%).



Соотношение длительности и стоимости авиаперелетов за границу

При планировании перелета за границу на длинное расстояние 55,2% участников исследования предпочтут выбрать билет на короткий прямой рейс с ценой выше.



Считают прерогативой стоимость билета, т. е. выбирают более длинный по времени перелет со стоимостью билета ниже, 44,8% опрошенных.


Глава 8. Социальный опрос: причины отказа от полетов


8.1 Причины отказа


В случае необходимости авиаперелетами воспользовались бы 79% опрошенных. Всего 10,5% четко декларируют отказ от авиаперелетов. Еще 10,5% затруднились ответить на вопрос.

Основными причинами отказа от авиаперелетов были названы высокая стоимость авиабилетов – 46,4%, а также страх полетов – 39,3%.

Довольно высокий процент опрошенных (11,8%) затруднился назвать причину отказа от авиаперелетов.



8.2 Условия для совершения авиаперелета


Для абсолютного большинства опрошенных самым важным условием для совершения авиаперелета является снижение стоимости авиабилетов – 64%.

Лучший доступ к отдаленным регионам важен для 23,9% опрошенных.

Обращает на себя внимание небольшой разброс среди остальных условий, что позволяет сделать вывод о равноценной важности всех предложенных факторов для совершения авиаперелетов.



8.3 Стереотипы об авиасообщении в Республике Казахстан


Согласных с утверждением, что билеты на самолет неоправданно дорогие, 60,4% участников исследования (30% – полностью согласны, 30,4% – скорее согласны). Это утверждение с самым высоким показателем поддержки.

На втором месте по уровню поддержки находится утверждение, что частые задержки и отмены рейсов мешают планировать путешествия – 59,5% согласны в той или иной степени.

И первую тройку одобряемых утверждений замыкает стереотип о том, что региональные аэропорты устаревшие, с низким качеством обслуживания и сервиса – 52,4% опрошенных согласны в той или иной степени.



При оценке уровня одобрения утверждений о казахстанском авиасообщении следует отметить большую долю тех, кто не может однозначно согласиться или не согласиться с предоставленными утверждениями.

Больше всего НЕсогласных с утверждением, что процесс регистрации на рейс и прохождение контроля безопасности отнимают слишком много времени (21,6%).



Глава 9. Заключение


9.1 Потрет типичного пассажира


Пассажиры авиаперевозок в Казахстане представляют собой разнообразную и динамичную аудиторию, чье поведение и предпочтения формируют стратегическое направление развития рынка. Основными пользователями авиации являются жители крупных городов, таких как Алматы, Астана и Шымкент, которые составляют значительную часть пассажиропотока. Например, жители Астаны в среднем летают 2,35 раза в год, жители Алматы – 1,97 раза. Однако наибольшая активность наблюдается среди населения с доходом выше среднего, чей уровень благосостояния позволяет чаще выбирать авиацию как способ передвижения.

Социально-демографический анализ показывает, что среди пассажиров преобладают респонденты в возрасте от 25 до 44 лет (более половины от общего числа). При этом молодые люди в возрасте 18–24 лет чаще используют самолеты для внутренних перелетов, тогда как пассажиры старше 45 лет предпочитают международные рейсы. Интересно, что люди со средним доходом чаще выбирают авиаперелеты по Казахстану, а пассажиры с доходом выше среднего в равной степени пользуются как внутренними, так и международными рейсами.

Цели использования авиации также разнообразны. Для поездок с туристическими или деловыми целями самолеты занимают лидирующую позицию. Туризм, как правило, включает посещение популярных направлений в СНГ, таких как Россия и Узбекистан, а также зарубежных стран, включая Турцию и ОАЭ. При этом внутренние перелеты часто связаны с рабочими поездками или семейными визитами.

Интересно отметить, что частота использования авиации варьируется в зависимости от финансового положения. Большинство пассажиров летают 1-2 раза в год, однако более обеспеченные пользователи могут позволить себе полеты чаще, особенно при наличии программ лояльности и удобных маршрутов. При этом значительная доля пассажиров предпочитает планировать перелеты заранее: 34,3% приобретают билеты за 1–3 месяца до вылета, чтобы воспользоваться скидками и не прогадать с наличием мест.

Несмотря на активность в авиации, остается значительная доля населения, которая не летает на самолетах. Например, около 31,2% респондентов никогда не пользовались услугами авиакомпаний, что связано либо с высокой стоимостью билетов, либо с предпочтением альтернативных видов транспорта, таких как автобусы или поезда.


9.2 Основные выводы


Рынок пассажирских авиаперевозок в Казахстане демонстрирует устойчивый рост, подтверждая стратегическую значимость в развитии транспортной инфраструктуры и экономики страны.

Стабильный прирост пассажиропотока, восстановление международных рейсов и возрастающая роль авиации как ключевого средства транспортировки отражают позитивную динамику, несмотря на существующие вызовы.

Объем авиаперевозок растет впечатляющими темпами: в 2023 году увеличение составило 20,7%, а за январь – сентябрь 2024 года – 11,9%. Эти показатели свидетельствуют о восстановлении отрасли после пандемийного кризиса. В международном сегменте объем рейсов достиг уровня 2019 года, что говорит о полной адаптации к новым реалиям. Пассажирооборот воздушного транспорта занял второе место после автобусного, составив 25,9 млрд пассажиро-километров (+28,8% к прошлому году). Это подчеркивает возросшую мобильность населения и растущее предпочтение авиации для дальних поездок.

Таким образом, рынок пассажирских авиаперевозок в Казахстане подтверждает свою ключевую роль в транспортной системе страны. Для дальнейшего роста отрасли необходимы развитие региональной авиации, улучшение качества обслуживания, внедрение программ лояльности и снижение стоимости билетов. Казахстан обладает потенциалом стать крупным авиационным узлом в регионе, обеспечивая внутреннюю и международную мобильность населения.


Вызовы, проблемы и возможности

Однако развитие авиации сталкивается с рядом проблем, которые влияют на удовлетворенность клиентов. Высокая стоимость билетов остается основной причиной, почему многие казахстанцы отказываются от перелетов. Более 46% опрошенных считают, что цены на билеты неоправданно высоки, что подтверждает необходимость внедрения субсидий и лоукост-моделей. Также пассажиры сталкиваются с задержками рейсов, длинными очередями на регистрацию и высокими ценами на услуги в аэропортах, что снижает общий уровень доверия к авиакомпаниям.

Несмотря на эти сложности, в отрасли прослеживаются важные позитивные тенденции. Лоукостеры, такие как FlyArystan, играют ключевую роль в повышении доступности перелетов, предоставляя клиентам более экономичные варианты путешествий. В 2023 году FlyArystan перевез 3,7 млн пассажиров, что является значительным достижением. Кроме того, расширяется география рейсов, особенно в страны СНГ, Ближнего Востока и Азии, что способствует интеграции Казахстана в глобальное пространство.