Рынок авиасообщения в Казахстане
Автор: Ансар Абуев, аналитик Freedom Finance Global
Глава 1. Статистика авиаперевозок в сравнении с другими видами транспорта
1.1 Пассажирские перевозки
1.2 Доходы перевозчиков
1.3 Региональное разделение авиационной отрасли
1.4 Отправления, пассажиро-километры и международное сообщение
Глава 2. Аэропорты
2.1 Алматы
2.2 Астана
2.3 Актау
Глава 3. Авиакомпании
3.1 Air Astana и FlyArystan
3.2 Scat и прочие авиакомпании
Глава 4. Социальный опрос: используемые виды транспорта
4.1 Последняя поездка: виды транспорта
4.2 Частота поездок
4.3 Предпочитаемый вид транспорта в зависимости от расстояния
4.4 Цели поездок по видам транспорта
Глава 5. Социальный опрос: авиаперелеты
5.1 Внутренние и международные рейсы
5.2 Траты на перелеты
5.3 Страны, посещаемые чаще всего
5.4 Проблемы и трудности при авиаперелетах
Глава 6. Социальный опрос: пользование услугами авиакомпаний
6.1 Внутренние и международные рейсы
6.2 Авиакомпании, услугами которых не станут пользоваться
Глава 7. Социальный опрос: покупка авиабилетов
7.1 Места и инструменты покупки билетов
7.2 Уровень удовлетворенности агрегаторами
7.3 Период покупки авиабилетов
Глава 8. Социальный опрос: причины отказа от полетов
8.1 Причины отказа
8.2 Условия для совершения авиаперелета
8.3 Стереотипы об авиасообщении в РК
Глава 9. Заключение
9.1 Портрет типичного пассажира
9.2 Основные выводы
Глава 1. Статистика авиаперевозок в сравнении с другими видами транспорта
1.1 Пассажирские перевозки
Согласно данным Бюро национальной статистики (БНС) в 2023 году общий объем пассажироперевозок в Казахстане составил 1,58 млрд человек. Почти 90% из них приходится на автобусный транспорт – 1,42 млрд. Стоит учитывать, что в автобусные перевозки включаются как междугородние, так и внутригородские перевозки – соответственно, получается, что в основном этот показатель состоит из городских поездок.
Такси является вторым по объему перевозок видом транспорта с показателем в 47,4 млн пассажиров, или 3% от общего количества. Третьим по популярности является еще один вид городского транспорта – троллейбусы. Они в прошлом году перевезли 35,7 млн пассажиров. При этом другим видом городского электротранспорта – трамваями – было перевезено всего 20,4 млн пассажиров (причина – отсутствие трамвайной сети в крупнейших городах). Железнодорожным транспортом воспользовались 19,9 млн человек. Количество пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, составляет 13,3 млн человек, что составляет около 0,84%.
Пассажирские перевозки в Казахстане в 2023 году
Источник: Бюро национальной статистики
За 2023 год общее количество перевезенных пассажиров выросло на 8,3%. Наибольший рост приходится на раздел «Прочие виды» (в который включают канатные дороги и другое – вероятно, сюда входит и единственное в стране метро) – 51,5% за 2023 год. Воздушный транспорт занимает второе место по приросту с годовой динамикой в 20,7%.
Пассажирские перевозки в Казахстане в январе – сентябре
2024 года
Источник: Бюро национальной статистики
Темпы роста пассажиропотока за январь – сентябрь 2024 года оказались выше, чем за 2023 год (10,5% против 8,3%). Общее количество перевезенных пассажиров составило 1,27 млрд за неполный год. Наибольший рост – у морского и прибрежного транспорта (в 2,15 раза), а также у внутреннего водного транспорта (в 1,9 раза). Рост количества перевезенных авиапассажиров в январе – сентябре 2024 года составил 11,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (темпы по сравнению с полным 2023 годом снизились).
По сравнению с 2020 годом пассажирские перевозки авиационным транспортом выросли в 2,4 раза (с 5,5 до 13,3 млн человек), а железнодорожным – на 75% (с 11,3 до 19,8 млн пассажиров).
Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global
Пассажирооборот
Помимо этого, БНС указывает такой показатель, как пассажирооборот. Он представляет собой объем работы транспорта по перевозкам людей. Единицей измерения является пассажиро-километр, то есть перемещение 1 пассажира на расстояние в 1 километр. Определяется суммированием произведений количества пассажиров каждой перевозки на расстояние перевозки в километрах.
По этому параметру воздушный транспорт оказался на втором месте после автобусного транспорта. Пассажирооборот автобусов в 2023 году составил 28,7 млрд километров, воздушного транспорта – 25,9 млрд километров. Для сравнения – у железнодорожного транспорта показатель равен 16,1 млрд км. Рост показателя воздушного транспорта год к году составил 28,8%, у железнодорожного – снизился на 1,5%.
Пассажирооборот в Казахстане в 2023 году
Источник: Бюро национальной статистики
Среднее расстояние одной поездки у воздушного транспорта составило 1 952 километра при среднем показателе всех видов транспорта в 46 километров. На железнодорожном транспорте каждый пассажир в среднем проезжал 813 километров. Средняя дальность поездки на остальных видах транспорта – значительно меньше: на такси – 30,4, на автобусе – 20,2, на внутреннем водном транспорте – 18,2 км.
Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global
1.2 Доходы перевозчиков
Общие доходы перевозчиков в 2023 году составили 5,26 трлн тенге. Причем на доходы от перевозки пассажиров приходится лишь 20% из них – 1,07 трлн тенге, остальные 4,19 трлн – доходы от перевозки грузов.
На воздушный транспорт приходится 71,3% от общих доходов (или 791,9 млрд тенге). На втором месте с пятой частью от всех доходов компаний от пассажирских перевозок – автомобильный и городской электрический транспорт (около 215 млрд тенге). Третье место – у железнодорожного транспорта с 11% и 119,5 млрд тенге.
Интересный момент: авиатранспорт почти все доходы получает от перевозки пассажиров – 98,2%, что отсылает к неразвитости воздушных грузоперевозок в Казахстане. Наименьшие показатели дохода от пассажиропотока – у морского и прибрежного (всего 0,9%), а также железнодорожного транспорта (7,2%). У автомобильного и городского электрического транспорта пятая часть доходов приходится на пассажиров.
В среднем от одного километра пассажирских перевозок компании зарабатывают около 15 тенге. Наиболее высокий этот показатель – в морском и прибрежном транспорте – 408 тенге за километр. Заметно меньше – во внутреннем водном транспорте – 179 тенге. В железнодорожном – 7,4 тенге, в автомобильном и городском электрическом транспорте – 7 тенге. В воздушном транспорте за километр доход на пассажира равен 28,3 тенге, однако поскольку расстояния в таком виде транспорта большие, с перевозки одного пассажира выходит доход в размере 55,2 тысячи тенге. При этом данный показатель в среднем составляет лишь 675 тенге – в 81 раз меньше. Такая разница объясняется подавляющим числом перевозок автобусами в группе «Автомобильный и городской электрический транспорт» и низкой средней стоимостью перевозки в нем – лишь 139 тенге. Средний доход с пассажира в железнодорожном транспорте – 6 тыс. тенге.
Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global
1.3 Региональное разделение авиационной отрасли
В разрезе областей наибольшее количество авиапассажиров приходится на шесть регионов, в которых перевезли 4% от всего пассажиропотока.
Лидером с 34% пассажиропотока и 4,48 млн пассажиров является крупнейший город страны – Алматы. У столицы – Астаны – 27% и 3,53 млн пассажиров. По 9% – у Шымкента (1,24 млн) и Атырауской области (1,16 млн), 6% – у Мангистауской (819 тыс.), 4% – у Актюбинской (507 тыс.).
Указанные цифры дают повод для размышления об активности населения крупнейших городов в передвижении посредством авиалиний. Так, на 1 октября 2024 года население Алматы составляло 2 275,5 тыс. человек, население Астаны – примерно на треть меньше и находилось на уровне 66% от населения Южной столицы. Население Шымкента – 54,7% от населения Алматы. Если сопоставить цифры, то выходит, что относительно Алматы пассажиропоток в Астане выше, а в Шымкенте – ниже. Напрямую поделив количество пассажиров на количество населения в каждом из трех городов, мы увидим, что в 2023 году житель Астаны в среднем летал на самолете 2,35 раза за год, тогда как житель Алматы – 1,97 раза. Наименьший показатель – у Шымкента: он составляет один полет за год на одного жителя.
Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global
В январе – сентябре 2024 года доля Алматы в пассажирских авиаперевозках увеличилась. Теперь пассажиропоток здесь составляет 36% от всего пассажиропотока страны (в конце 2023 года – 34%). Немного выросла доля Астаны: на нее приходится 28% (было – 27%). В Мангистауской области она выросла с 6 до 7%, а в Атырауской снизилась с 9 до 6%. Впрочем, в целом распределение регионов по пассажиропотоку осталось примерно таким же, как в конце 2023 года.
Среди остальных регионов пассажиропоток выше 200 тыс. человек – в Восточно-Казахстанской и Туркестанской областях. Показатель выше 100 тыс. пассажиров – в Западно-Казахстанской, Кызылординской, Костанайской, Абайской и Карагандинской областях. Наименьшие показатели пассажиропотока (менее 50 тыс. пассажиров) – в Алматинской, Акмолинской и Жетысуской областях.
Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global
За 2023 год количество перевезенных авиакомпаниями пассажиров выросло на 20,7%. Рекордный рост отмечен в Северо-Казахстанской области – в три раза. Значительное, но не такое заметное увеличение наблюдается также в Восточно-Казахстанской (на 90%), Жетысуской и Акмолинской (на 58% и 55% соответственно) областях.
Снижение пассажиропотока зафиксировано в шести регионах: Западно-Казахстанской, Кызылординской, Карагандинской, Павлодарской, Абайской и Алматинской областях. Отметим показатель Алматинской области – в 2023 году он составил лишь четверть от показателя 2024 года.
Источник: Бюро национальной статистики
Дистанция полетов
Средняя дальность одной поездки на самолете практически не различается в разрезе регионов. Среднее расстояние перевозки – больше 2 тыс. километров – зафиксировано в шести регионах: Акмолинской, Северо-Казахстанской, Жамбылской, Атырауской и Актюбинской областях, а также в Шымкенте.
Менее полутора тысяч километров – среднее расстояние полета в трех регионах: Жетысуской, Улытауской и Алматинской областях.
Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global
1.4 Отправления, пассажиро-километры и международное сообщение
Среди других показателей стоит отметить количество отправлений воздушных судов. В 2023 году оно составило 102,3 тыс. Это самый высокий показатель за пять лет.
В 2020 году этот показатель снизился на две трети – с 92,4 до 57 тыс. вылетов, затем начал расти. В 2021 он превысил уровни допандемийного 2019 года.
По количеству международных рейсов лишь в 2023 году эта отрасль смогла достичь уровня 2019 года: тогда вылетов в другие страны было 31,6 тыс., в 2020-м их количество снизилось до 9,6 тыс. Показатель 2023 года – 33,2 тыс. Однако их доля от общего количества полетов все еще находится ниже уровня 2019 года: 34% в 2019 году против 32% – в 2023 году.
Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global
Показатель количества выполненных пассажиро-километров в 2023 году самый высокий за пять лет как в случае с международными (14,9 трлн километров), так и в случае с внутренними (11 трлн километров) рейсами. При этом показатель 2019 года в случае с внутренними рейсами был преодолен уже в 2021 году, а с международными – только в 2022 году.
Средняя загрузка самолетов в 2023 году составила 79% на международных рейсах и 90% – на внутренних. Загрузка внутренних перелетов росла последние пять лет (включая пандемийный 2020 год), но снизилась в 2022 году, международных рейсов – резко снизилась в 2020 году (почти на 10%), затем снова росла (в 2023 году, по сравнению с предыдущим годом) и незначительно снизилась – на 1%.
Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global
Глава 2. Аэропорты
2.1 Алматы
Согласно данным Комитета гражданской авиации Министерства транспорта Республики Казахстан за июль 2021 года, в стране действует 21 аэропорт, а по данным авиационной администрации Казахстана – 22.
Крупнейшим аэропортом по количеству регулярных рейсов является аэропорт крупнейшего города страны – Алматы. Его основной владелец, согласно данным СМИ, турецкий холдинг TAV Airports – ему принадлежит 85% акций. Он приобрел пакет ценных бумаг на сумму свыше 400 млн долларов (365 млн – в 2021 году и дополнительная выплата 50 млн – в 2023 году).
Согласно открытым данным авиакомпаний и аэропорта, из Алматы осуществляется 88 регулярных рейсов (направлений), соответственно, столько же – и обратно, 77% из них – международные. Одиннадцать авиакомпаний обеспечивают выполнение двух и более рейсов.
Лидером является Air Astana, у которой – 30 рейсов (22 из них – международные). Второе место – у Scat с 14 рейсами (9 из них – международные). Пять рейсов из Алматы выполняет дочернее предприятие Air Astana – FlyArystan (4 из них – международные), 4 рейса – у российской Red Wings, по три – у турецкой Pegasus Airlines и китайской China Southern Airlines. По два авиарейса из Алматы выполняет местная Qazaq Air, российские «Россия» и «Азимут», таджикистанская Somon Air и узбекистанская Uzbekistan Airways.
Источник: сайты и отчеты авиакомпаний, собственные расчеты Freedom Finance Global
По одному рейсу из Алматы выполняют еще 19 авиакомпаний, все – зарубежные. Среди них можно выделить летающие в арабские страны Jazeera Airways, Air Arabia, Flynas, Qatar Airways, Flydubai, Wizz Air (точнее, ее дочернюю компанию Wizz Air Abu Dhabi), Salam Air. Другая заметная группа авиакомпаний, осуществляющих полеты по азиатским направлениям: Asiana, Vietjet Air, Air Asia, сюда же можно отнести и упомянутую выше China Southern Airlines.
Третья крупная группа – авиакомпании, летающие в Россию: помимо указанных выше Red Wings, «России» и «Азимута», это также «Аэрофлот» и S7. Также стоит выделить турецкие авиакомпании: помимо указанной выше Pegasus Airlines, это Turkish Airlines и Ajet.
«Одиночными» направлениями можно считать полеты европейских Lufthansa и Neos, индийской IndiGo (впрочем, в Индию активно летают самолеты группы Air Astana), Azerbaijan Airlines.
Из Алматы можно улететь в 62 города – 50 зарубежных и 12 казахстанских. Более одного регулярного рейса осуществляется в 20 городов. По 4 рейса осуществляется в столицу Казахстана – Астану и крупнейший город Турции – Стамбул. По три рейса осуществляется в Джидду (Саудовская Аравия) и столицу Индии – Дели. По два регулярных рейса – в казахстанские Актобе, Шымкент, Атырау, Актау и Усть-Каменогорск, китайские Пекин и Урумчи, турецкие Анкару и Анталью, а также в Дубай, Доху, Ташкент, Баку, Душанбе, Сеул и Новосибирск.
Источник: сайты и отчеты авиакомпаний, собственные расчеты Freedom Finance Global
2.2 Астана
Второй по количеству рейсов аэропорт в Казахстане – столичный Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев. Согласно данным СМИ, аэропорт находится в доверительном управлении компании из ОАЭ Terminals Holding – это авиационное предприятие, обслуживающее клиентов на рынках Азии и Африки, а также связанное с портовой и промышленной компанией Abu Dhabi Ports. Terminals Holding занимается развитием аэропорта «Навои» в Узбекистане. Открытых данных о пассажиропотоке столичного аэропорта в 2023 году нет, однако в самом конце 2023 года сообщалось, что он встретил 7,5-миллионного пассажира.
Из астанинского аэропорта осуществляется 76 регулярных авиарейсов, из которых около 57% – международные. Более двух авиарейсов из столичного аэропорта осуществляют 7 авиакомпаний. Крупнейшая из них по количеству перелетов – Air Astana с 17 рейсами (из них 10 – международные). Почти столько же рейсов – 16 – осуществляет ее дочерняя компания Fly Arystan (при этом лишь пять из них – международные). Двенадцать рейсов выполняет Scat (международные – пять из них), 10 – Qazaq Air (международные – 3). Остальные авиакомпании в топе – зарубежные, соответственно, все их рейсы – международные. Шесть рейсов осуществляет российская Red Wings, по два – таджикистанская Somon Air и турецкая Pegasus.
Источник: сайты и отчеты авиакомпаний, собственные расчеты Freedom Finance Global
По одному рейсу из астанинского аэропорта – еще у 11 авиакомпаний. Среди них – две российские («Аэрофлот» и входящая в эту же группу компаний «Россия»), две – из ОАЭ (Flydubai и Wizz Air Abu Dhabi), по одной – из Турции, Узбекистана, Китая, Азербайджана, Германии, Польши и Белоруси.
Из Астаны можно улететь в 46 городов, из них 31 – зарубежный и 15 – казахстанских. Наибольшее количество регулярных рейсов – по четыре – осуществляется в три города: казахстанские Алматы и Актобе, а также турецкий Стамбул. По три рейса осуществляется в Москву и еще четыре города Казахстана: Усть-Каменогорск, Костанай, Атырау и Актау. По два рейса – в 11 городов. Среди них – российские Омск и Екатеринбург, немецкий Франкфурт, китайский Урумчи, узбекистанский Ташкент, азербайджанский Баку, Дубай (ОАЭ), турецкая Анталия, а также казахстанские Шымкент, Уральск и Кызылорда.