24.10.2022 15:52

Зачем Boeing рекламирует космический корабль Starliner

На прошлой неделе компания The Boeing Company (NYSE: BA) опубликовала рекламную статью о своем космическом корабле CST-100 Starliner. Почему Boeing  поддерживает этот проект, несмотря на неопределенные перспективы МКС и сильную конкуренцию?

Проект Starliner пережил многочисленные задержки, как и другие современные космические проекты крупных компаний. Однако весной 2022 г. он был успешно запущен и впоследствии пристыковался к Международной космической станции (МКС). Корабль Boeing посетили члены экипажа МКС, осуществили погрузочно-разгрузочные работы, после чего Starliner отстыковался и успешно приземлился в пустыне в Нью-Мексико.

Boeing торопится выполнить первый пилотируемый полет и рассчитывает отправить астронавтов на борту Starliner уже в следующем полете. Спешка понятна на фоне того, что МКС доживает свои последние годы и вряд ли этот международный проект будет существовать, когда начнет работу окололунная станция Gateway. Поэтому Boeing стремится использовать последние контракты на доставку грузов и людей к МКС.

Но МКС не способна оплатить весь проект Starliner, поэтому активность Boeing на этом направлении, вероятно, объясняется намерением использовать корабль в проектах коммерческого освоения космоса. Прежде всего речь о снабжении и «космическом такси» для таких проектов, как первая частная околоземная станция Orbital Reef.

У Starliner есть некоторые преимущества перед конкурентами. Это более дешевый корабль, чем гигантский SpaceX Starship, и он может обеспечить заказы для ракет-носителей ULA (Альянс Boeing и Lockheed). То есть корабль поддержит конкурентоспособность Boeing как оператора запусков. Но при этом Starliner можно запускать с помощью разных ракет, что повышает гибкость продаж.



Важной особенностью Starliner является изначально заложенная максимальная простота управления. Много лет специалисты Boeing в партнерстве с несколькими другими фирмами потратили на умную оптико-электронную систему навигации. Она создана на базе военной технологии по автоматическому обнаружению беспилотников. На Starliner эта технология непрерывно отслеживает местоположение, ориентацию корабля и управляет всем полетом, включая сближение и стыковку.

В целом, система навигации Starliner настолько совершенная, что члену экипажа достаточно выбрать пункт назначения, и автопилот самостоятельно рассчитает траекторию, осуществит включение маршевых двигателей и требуемые коррекции орбиты в нужных точках. При этом автопилот способен распознать образ станции и сблизиться с ней для стыковки. Это крайне ценная возможность, которая пригодится для полетов с менее квалифицированными частными экипажами и стыковки со станциями, не оснащенными сложной автоматикой. Например, стыковка выполняется со скоростью всего 0,002 метра в секунду. Это медленно и достаточно долго, чтобы человек мог сохранять требуемую концентрацию при выполнении аналогичного маневра в ручном режиме. Но при этом низкая скорость снимает риск сильного удара и позволяет все операции выполнять автоматически.



У Starliner есть и другие особенности для коммерческого применения. Корабль садиться на сушу, то есть морская вода не повреждает ценный груз и оборудование корабля, а экипаж не рискует жизнью в океане. Также Starliner оснащен дополнительной защитой для многоразового использования и мощными солнечными панелями (до 2,9 кВт). Последнее может быть особенно ценно для небольших частных космических станций, у которых нет крупных массивов солнечных панелей.

Таким образом, Boeing нацелена на большое будущее коммерческого космоса, и корабль Starliner призван сыграть важную роль в планах компании-гиганта.

На торгах 21 октября акция BA стоила $141,32.