08.12.2022 17:13
Алем Бектемиров для Forbes о выходе сервиса Whoosh на биржу
Успешные размещения на рынке акционерного капитала всегда зависят от наличия так называемых якорных инвесторов — тех, кто приобретает значительную часть объема предложения. На российском рынке такими инвесторами традиционно были иностранные инвесткомпании и фонды, которые после начала конфликта на Украине оказались от этого рынка отрезаны и перешли в разряд недружественных. Размещение Whoosh станет первым IPO на рынке в его новой конфигурации — где 80% объема торгов с акциями приходится на розничных инвесторов. «Компания является, по сути, первопроходцем, и другие участники рынка наблюдают за тем, как ей удастся себя продать и как среагируют инвесторы», — говорит Михайлин из «Велес Капитал». А значит, успех или неуспех IPO может повлиять и на дальнейшую активность в сфере размещений акций и появления новых бумаг на фондовом рынке.
Перспективы рынка и бизнеса
Сейчас на рынке электросамокатов в России три крупных игрока: сам Whoosh конкурирует с сервисом самокатов от «Яндекс Go» и Urent. Аналитики «Б1» (бывшее российское подразделение EY) ожидают, что к 2024 году общая выручка на российском рынке кикшеринга составит 60 млрд рублей, а к 2026 году — 96 млрд рублей. Прошлый, 2021 год рынок кикшеринга закончил с суммарной выручкой 9 млрд рублей. В деньгах рынок аренды самокатов с 2021-го по 2026-й может расти примерно на 60% в год, а количество активных пользователей в ближайшие пять лет может достигнуть 34 млн человек, прогнозируют в «Б1». Общий потенциал числа пользователей в России достигает 54 млн человек, считают авторы исследования. Оценка аналитиков SberCIB Investment Research скромнее — потенциал рынка по числу пользователей в России в 30 млн человек и ежегодный рост в деньгах на 46% в 2021-2026 годах. Аналитики принимают во внимание трудности с продвижением кикшеринга в небольших городах с населением до 300 000 человек, а также недоступность сервиса для тех слоев населения, которые чувствительны к цене.
Среди драйверов роста рынка кикшеринга авторы исследования «Б1» называют смену модели использования арендованных самокатов. Если раньше их арендовали в основном для развлечений и отдыха, то сейчас доля таких поездок — лишь около 30%. Остальное приходится на транспортные поездки. В «Б1» отмечают, что рынок растет как из-за увеличение числа пользователей, так и из-за большей частоты поездок. При этом эксперты указывают, что динамика рынка кикшеринга повторяет его динамику в развитых странах, но с лагом примерно в два года. Исходя из этого, авторы исследования делают вывод, что к 2026 году проникновение кикшеринга (то есть доля тех, кто пользуется услугой хотя бы раз в сезон, в населении страны) составит 14%.
Проблемой для роста бизнеса могут стать климатический и региональный факторы, считает Леонид Делицын. «В Санкт-Петербурге и Москве ситуация достаточно понятная: люди сами являются рекламой самокатов. Наглядность — один из главнейших факторов, которые играют на руку Whoosh. И в больших городах распространение самокатов происходит очень быстрыми темпами», — говорит аналитик. Однако в небольших населенных пунктах развитой инфраструктуры для микромобильного транспорта, как правило, нет. «Так что внезапно может произойти насыщение рынка», — заключил аналитик «Финам».
Рынок кикшеринга в России находится только в начале своего развития и далек от насыщения, не согласны аналитики «ВТБ Мои Инвестиции». В компании указывают, что уровень проникновение сервиса пока еще на достаточно низком уровне относительно других стран: например, среднее количество самокатов на тысячу человек в России составляет 3,1 против 12,2 в Хельсинки, 11,5 — в Осло и 6,3 — в Берлине.
Еще один риск для Whoosh, по мнению Делицына, — то, что конкуренция на рынке кикшеринга, вероятно, будет расти. В качестве риска в виде «ценовой войны за долю на рынке» этот фактор выделяют и эксперты «Б1». Основатель Whoosh Дмитрий Чуйко в качестве основных конкурентов называл Urent, у которой есть сопоставимый флот самокатов, а также кикшеринговый сервис «Яндекса».
Аналитики «Б1» в качестве рисков выделяют также введение регуляторных ограничений, таких как ограничение флота электросамокатов в городе, введение зон, запрещающих движение электросамокатов. Аналитики приводят в пример зарубежный опыт: например, в Осло флот операторов кикшеринга ограничен 8000 электросамокатов, а в Стокгольме городской совет ограничил количество электросамокатов в 1500 на одну компанию. Сейчас в Стокгольме зарегистрировано 12 000 электросамокатов, почти в два раза меньше, чем летом 2021 года. Однако, по мнению аналитика Freedom Finance Global Алема Бектемирова, пока такие риски в России для отрасли можно считать низкими. «После того как электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства получили особый статус — средства индивидуальной мобильности, это никак не повлияло на работу кикшеринговых компаний», — указывает он. Подробнее...