22.05.2023 15:28

Роман Лукьянчиков для Forbes о восстановлении китайской экономики

Что случилось


С конца прошлого года власть Китая начала постепенно смягчать антиковидные ограничения — после трех лет строгих карантинных мер в крупных городах 


На фоне «постковидного открытия» экономики Китая прогнозировали быстрый исполнительный рост. В начале января прогноз Barclays увеличил рост ВВП Китая в 2023 году до 5,3%, что на 1,5 п. п. больше прошлогоднего прогноза, а Goldman Sachs — до 6% с 5,2% ранее. Согласно стратегическому стратегическому анализу JPMorgan на глобальном рынке Чаопин Чжу, главными бенефициарами были ограничения на ограничение, которые должны были стать сектором услуг и потребительских товаров.

По итогам I квартала этого года экономика Китая выросла на 4,5%, что показало выше консенсуса прогнозов опрошенных аналитиков Reuters в 4%. Однако в том же 2022 году, во время действия мер по сдерживанию распространения вируса COVID-19, по итогам I квартала ВВП Китая вырос на 4,8%. Экономисты обращают внимание на слабый рост промышленного производства: в годовом выражении по итогам апреля оно выросло на 5,6% — почти вдвое меньше, чем ожидалось на рынке. Слабые результаты и в розничных продажах. В прошлом году они выросли на 3,5% год к году (год назад — 6,7%). Весовой показатель роста, на первый взгляд, резко ускорился (до 18,4% в пределах масштаба), однако это объясняется исключительным эффектом, устойчивым в весенние месяцы назад. 

Вырос до 20,4% уровня оценки среди молодежи, что стало рекордом за всю современную историю Китая. Существенно худшие ожидаемые результаты и рост инвестиций по итогам апреля. После выхода апрельских данных Barclays увеличил свой прогноз роста ВВП Китая в 2023 году с 5,6% до 5,3%, а японская финансовая корпорация Nomura — с 5,9% до 5,5%. 

Кроме того, пока отсутствуют признаки быстрого восстановления экономики Китая. С пиков в январе, когда было объявлено об аресте ограничительных мер, китайская валюта была потеряна по отношению к доллару почти на 5%. «Мы прогнозировали, что «открытие» Китая и последующее оживление активности поможет укрепить юань. Однако этого не произошло», — констатирует ведущий макростратег по Азии в гонконгском отделении Societe Generale Кийонг Сонг. 

Восстановление Китая полностью выдохлось, пишет Bloomberg. «Оптимизм роста с начала года явно уступил место реализму или просто разочарованию», — соглашается глава глобального макроэкономического отдела ING Карстен Бжески
.


Китай не оправдал ожиданий


Китайская экономика восстанавливается медленно в первую очередь из-за слабого внутреннего потребления — китайские граждане считают, что пока не готовы тратить большие суммы и ограничиваются краткосрочными расходами, аналитик Freedom Finance Global Роман Лукьянчиков. «Несмотря на то, что за три года карантинных ограничений депозиты населения в банках выросли с 81 трлн иен до 130 трлн иен, взрывного восстановления потребления не происходит. За время пандемии потребитель привыкания копить и отвык активно тратить», — соглашается управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. Он также предполагает, что низкое потребление в Китае может быть связано с низким уровнем потребления. По итогам апреля потребительская инфляция в КНР в годовом выражении выросла на 2,1%. К примеру, в США по итогам апреля инфляция выросла на 4,9%, а в еврозоне — на 7%. 

Неамбициозная цель показателей Китая по росту ВВП страны в этом году на 5% вероятны наблюдения за быстрым восстановлением экономики, пишет The Economist. «Рост вероятной экономики застопорился от части из-за неспособности властей повысить доверие потребителей и бизнес-инвесторов к рынку. По мнению управляющего директора и экономиста по Китаю Номура Тинг Лу. Подробнее...