22.01.2024 20:23
Блокировка сделки JetBlue Airways и Spirit Airlines. Причины и последствия
Однако 17 января 2024 года было объявлено, что Министерство юстиции заблокировало транзакцию, заявив, что это снизит конкуренцию.
Причина блокировки
Последствия для JBLU
Компания будет вынуждена заплатить $400 млн за остановку сделки. Однако реакция инвесторов была вполне позитивной, поскольку в таком случае компании не придется занимать достаточно крупную сумму денег, притом, что долговая нагрузка и так находится на высоком уровне (EBIT/IE за последние 12 отчетных месяца составлял 0,5x). Тем не менее вопрос дальнейшей рентабельности бизнеса остается под вопросом, поскольку основная экспозиция операций компании находится на внутренних и латиноамериканских маршрутах, где давление на цены может продолжаться. Уровень цены опустился до P/S NTM 0.2x, это ниже показателя в период 2008-2012 гг. Подозреваем, что не обойдется без повышения цен, что приблизит Passenger Yield к уровню LUV, хотя пространство ограничено за счет высокой доли латиноамериканских маршрутов, которые несколько дешевле, чем внутри США.
Последствия для SAVE
Существенные расходы со стороны заработных плат и потребления топлива представляют собой около 60% всех прямых расходов, и первая статья значительно выросла по итогам III кв. 2023 г. (почти на 30% за год). На ресурсе CAPA в декабре была опубликована цитата CEO Теда Кристи, что у него нет оценки того, когда компания сможет вернуться к прибыльности.
«Мы не ожидаем банкротства компании, поскольку это бы привело к неконтролируемому росту цен на авиабилеты, особенно в год проведения олимпийских игр, когда спрос на перелеты будет дополнительно стимулироваться за счет трансфера групп поддержки. Это бы противоречило как стратегии Министерства Юстиции, так и навредило предвыборной кампании нынешнего президента США, при нахождении на посту которого ФРС провела огромную работу над снижением инфляции. Гашение существенной части долговых обязательств наступит только в 2025 г., при этом за 2024 г. прогнозируется несколько снижений ключевой ставки, что делает риск рефинансирования менее критичным», – комментирует Сергей Глинянов, аналитик Freedom Finance Global.
История индустрии авиакомпаний уже показала, что субъект может испытывать чрезмерную долговую нагрузку на протяжении долгого времени.
Аналитики Freedom Finance Global считают, что у компании есть несколько сценариев дальнейшего развития:
1. Возвращение к сделке с Frontier (вероятность высокая). Несмотря на то, что было упущено достаточно много времени для обоих авиакомпаний, все равно данное решение может оказаться вполне уместным, особенно на фоне падения цен акций и текущее не совсем здоровое положение компании. К тому же у данной сделки больше шансов для успеха, поскольку ценовая политика обоих компаний не пострадает, а значит это не приведет к росту инфляции в компоненте авиаперевозок. В этой связи аналитики не рекомендуют покупать акции ULCC.
2. Продолжение развития собственного бренда (вероятность высокая). В целом, нет существенных препятствий для продолжения деятельности как самостоятельная компания. Единственное, необходимо несколько пересмотреть тарифную политику, или бизнес-модель, поскольку в текущих реалиях выход на прибыльность будет достаточно проблематичным. Более того, в таком случае есть вероятность прихода в борд инвестора-активиста, как это было, например, с United в 2016 г.
3. Поиск других компаний, которым могло быть интересно заключение сделки, или переход компании в разряд непубличных (вероятность невысокая). Несмотря на то, что в США практически отсутствуют прочие претенденты для покупки SAVE (по уровню капитализации, специфике и уровню отпускных цен), стоит также не упускать из виду компании из Латинской Америки в качестве возможных покупателей. К примеру, крупнейший латиноамериканский авиаперевозчик LATAM не смог бы кардинальным образом повлиять на цены перевозки, и возможно компании было бы интересно расширить свое присутствие в Северной Америке, не только посредством соглашения с Delta. Хотя в законах США есть ряд ограничений касательно доли иностранного собственника в капитале американской авиакомпании, это не означает, что SAVE не может стать непубличной, а доли владения могут принадлежать нескольким компаниям для соответствия законодательству.
Краткосрочные и долгосрочные перспективы SAVE.