25.01.2024 16:04

Отчет Tesla: ключевые моменты

Результаты Tesla Inc. (TSLA) за IV квартал оказались негативными. Рост выручки упал до околонулевых значений, а рост продаж нового электропикапа Cybertruck пока также нельзя назвать впечатляющим. Прогноз роста поставок Tesla на 2024 год выглядит слабым. 

Рост продаж упал до околонулевых значений. В четвертом квартале выручка компании достигла $25,16 млрд, что на 3,5% выше значения в $24,3 млрд за аналогичный период годом ранее. Кварталом ранее рост выручки составлял 8,8% в годовом выражении. Фактическое значение выручки за прошлый квартал оказалось ниже консенсус-прогноза FactSet – $26,0 млрд. Рост выручки автомобильного (основного) сегмента за квартал замедлился до 1% г/г на фоне продолжающегося снижения цен реализации электромобилей. Более активный рост продаж пришелся на сервисный сегмент (+27% г/г), что обусловлено общим ростом автопарка Tesla (больше автомобилей на дорогах – больше сделок на вторичном рынке и выручки от технического обслуживания). Но доля данного сегмента в общей выручке составляет всего 10%. Сегмент солнечного оборудования и накопителей также показал замедление роста выручки (+10% г/г). 

Поставки электромобилей Tesla снова показывают замедление роста. Автопроизводитель сообщает, что в IV квартале было произведено 494 тыс. автомобилей (+12,5% г/г и +14,9% кв/кв) и поставлено 484 тыс. электромобилей (+19,5% г/г и +11,3% кв/кв). В начале прошлого года Tesla ожидала роста производства на 31% г/г, фактические результаты оказались несколько выше (производство автомобилей Tesla за весь 2023 год выросло на 35% г/г до 1,84 млн авто при росте поставок на 38% г/г). Относительно прогноза на текущий год менеджмент компании отметил, что рост поставок электромобилей в 2024 году может замедлиться. В отличие от прошлого года, представители компании не обозначили конкретных цифр. Учитывая новые вводные данные от компании, мы ожидаем, что рост поставок в текущем году замедлится до 23%. Данный прогноз основан прежде всего на ожиданиях роста поставок электропикапов Cybertruck во второй половине текущего года.

Маржинальность остается под давлением. Согласно данным FactSet, средняя цена реализации одного электромобиля в отчетном периоде составила $43,2 тыс. за электромобиль, кварталом ранее данный показатель составлял около $44 тыс. Средняя цена на электромобиль снизилась на 1,8% квартал к кварталу, по сравнению с IV кварталом 2022 года средние цены реализации упали более чем на 20%. В результате операционная маржинальность оказалась на уровне 8,2% с 7,6% кварталом ранее и 16% годом ранее. 

«Несмотря на некоторую стабилизацию операционной маржинальности, мы видим, что автопроизводитель продолжил политику снижения цен в текущем году в Китае и Германии, также мы видим, что новое поколение седанов Model 3 на североамериканском рынке реализуется по той же самой цене, что и старое поколение. Пока мы не видим причин для роста маржинальности в первом полугодии 2024 года, но расширение поставок пикапов Cybertruck ближе ко второму полугодию могло бы привести к стабилизации средней цены реализации автомобилей», – комментирует Дмитрий Поздняков, аналитик Freedom Finance Global. 

Прибыль за квартал оказалась ниже ожиданий аналитиков. Скорректированная чистая прибыль за отчетный период составила $2,48 млрд, что на 39% ниже значения, полученного годом ранее ($4,10 млрд). Скорректированная прибыль на акцию составила $0,71 против $0,74, согласно консенсус-прогнозу FactSet. Свободный денежный поток за квартал показал рост до $2,06 млрд (+45% г/г). На конец года у компании на балансе находилось $29 млрд денежных средств (+33% г/г).

Во второй половине 2025 года Tesla может начать производство новой бюджетной модели электромобилей. Последние годы автопроизводитель отстает от конкурентов в темпах выпуска на рынок новых моделей электромобилей. В прошлом году мы увидели обновленное поколение седана Model 3 и ожидаемый с 2019 года пикап Cybertruck. Компания пока не раскрывает объемы продаж нового пикапа, но отмечает, что основная проблема продаж пикапа скорее находится на стороне производства, чем на стороне спроса, а текущие объемы производства составляют около 250 тыс. единиц в год. Теперь Tesla сообщает, что разрабатывает новую платформу, которая будет использована для новой модели, старт производства которой намечен на вторую половину 2025 года. Производство новой модели может осуществляться на заводе Gigafactory Texas.

«По итогам нового отчета мы видим, что рост выручки компании продолжает замедляться на фоне политики снижения цен. Политика стимулирования спроса через «ценовую» войну не приносит компании существенного результата. Мы сохраняем нашу рекомендацию для акций компании (держать) при целевой цене $217», – отмечает аналитик.