13.08.2024 18:36

Starbucks сообщила о смене CEO

Лаксман Нарасимхан, возглавляющий Starbucks Corporation (SBUX) на протяжении почти двух лет, уйдет в отставку, его заменит Брайн Никкол, до этого занимавший пост руководителя Chipotle Mexican Grill (CMG). Новость вызвала ралли в котировках Starbucks и снижении стоимости Chipotle на премаркете. 

« Интересно, ответственность за ситуацию в Starbucks лежит на руководителе. Прежняя команда с напрасным и исключительным оптимизмом оценивает перспективы бизнеса в Китае, которые пока не оправдывают ожиданий. И было достаточно времени, чтобы отреагировать на отток потребителей на фоне ухудшения репутации в связи с конфликтом на развитии бренда на Востоке. Последней каплей, видимо, стал отчет за третью кв. 2024ФГ », – считает Георгий Ващенко, аналитик Freedom Finance Global.

С другой стороны, ключ к решению возникших проблем лежит на ответственности за периметр ответственности руководства головной компании. 15% выручки поступает от франчайзингового сегмента, на их продажи влияет корпус Starbucks, и это совершенно не так. Также компания стала жертвой снижения потребительской активности, в том числе и на внутреннем рынке, охватив многие компании, включая рестораны McDonald's, Yum! Бренды, Jack in the Box и ритейлеры, такие, как Macy's. 

« Наиболее уязвимые бренды входят в более высокую ценовую категорию, куда Starbucks, и что-то с этим сделать без масштабной реструктуризации и прогрессивного производства, на мой взгляд, нереально. Кроме того, инфляция в производственной цепочке сильнее всего влияет, как раз в Starbucks, поскольку заметно подорожало кофе (+60% г/г) и в прошлом году наблюдался сильный скачок цен на сахар », – отмечает аналитик.

Компания пытается сохранить рентабельность, для чего приходится уменьшать размеры порций. Но во всем есть предел, в конечном итоге потребитель проявляет неустойчивость. Политика компании негативно отражается и во франчайзинговом бизнесе партнеры менее охотно раскрывают новые точки зрения. 

Эти проблемы решают новое управление. Chipotle оказался двузначным темпом роста роста продаж (по размерам уступает Starbucks примерно в четыре раза) и добился хорошего уровня рентабельности сектора (более 10%). Надежды ограничивают связь именно с приходом новой команды, поскольку другие драйверы не просматриваются. В ряде случаев можно быстро стабилизировать ситуацию с продажами, например, в нескольких кварталах. 

Не исключено, что обновление имени может быть связано с приходом нового акционера. Недавно Элиотта приобрел около 15% акций и планирует получить место в Совете директоров, а сегодня СМИ сообщили об интересе другого институционального инвестора. Акции Starbucks за прошлый год потеряли около 1/3 своей стоимости, некоторые инвестдома пересматривали оценки в сторону снижения.