05.06.2024 13:49

Китайский производитель электромобилей Nio получил разрешение на строительство третьего завода в Китае

Nio Inc. (NIO), китайский производитель автомобилей со штаб-квартирой в Шанхае, специализирующийся на проектировании и разработке электромобилей, получил разрешение построить третий завод в Китае, благодаря чему компания сможет довести совокупный объем производства до 1 млн автомобилей (это практически наравне с соответствующим показателем огромного завода Tesla (TSLA), располагающегося в Шанхае). 


Получение разрешения на возведение новой производственной площадки, на которой планируется ежегодно выпускать 600 тыс. автомобилей, – большая победа Nio, учитывая то, что начиная с 2022 года власти КНР придерживаются осторожного подхода к одобрению подобных инициатив, ссылаясь на опасения относительно перепроизводства и замедления спроса. 


Nio получила лицензию на производство автомобилей в конце прошлого года. Строительство третьего завода под названием F3, который будет специализироваться на выпуске электрокаров, уже началось, однако пока неясно, когда именно будет запущено массовое производство и как быстро компания доведет годовой объем выпуска до проектного уровня (600 тыс. ед.). Завод F3 будет располагаться в городе Хуайнань в восточной провинции Аньхой и на первом этапе работы займется производством недавно запущенного, доступного по цене бренда Onvo.


Как утверждает компания, «мощности действующих заводов не будет достаточно для удовлетворения существующего спроса. У Nio избыточных мощностей не наблюдается». Завод начнет работу в режиме одной производственной смены и сперва будет выпускать 100 тыс. электромобилей. По словам пресс-службы Nio, добавление новых мощностей позволит удовлетворить растущий спрос на машины Nio и Onvo и начать выводить на рынок новые модели. 


Nio запустила бренд Onvo в мае и тогда же представила модель EV-внедорожника Onvo L60, стоимость которого стартует с 220 тыс. юаней ($30 300). Для сравнения, ценник на сопоставимый по параметрам кроссовер Tesla, Model Y, в КНР начинается с примерно 250 тыс. юаней. 


Nio, как и большинство конкурентов, стремится расширить клиентскую базу и увеличить продажи за счет более доступных моделей. На китайском рынке наблюдается жесточайшая ценовая конкуренция, которая вынудила Nio сократить часть персонала и отложить те долгосрочные проекты, которые не смогут в ближайшие три года существенно улучшить динамику финансовых показателей. 


Как было отмечено выше, Nio получила разрешение на строительство очередного завода в условиях обеспокоенности по поводу формирования в КНР избыточных производственных мощностей, стимулом для чего, по мнению некоторых экспертов, стали щедрые госсубсидии. Китайские власти ранее тоже предупреждали о существовании такой угрозы, однако в апреле Пекин заявил, что подобные опасения беспочвенны и что китайская отрасль по производству электромобилей более конкурентоспособна, чем мировые аналоги. 


Уильям Ли, основатель и гендиректор Nio, разделяет эту точку зрения: защищая отечественный сегмент по выпуску электрокаров, он отметил, что наличие избыточных мощностей – это проблема зарубежных брендов, рыночная доля которых в Китае за несколько последних лет упала с 60% до 40% из-за низкой конкурентоспособности их продукции и услуг. 


Действительно, коэффициент загрузки заводов у ведущих китайских производителей подключаемых гибридных и чистых электромобилей в 2023 году колебался в диапазоне от 33% до 111% в условиях работы в две производственные смены: так, согласно данным China Merchants Bank, у BYD (BYDDY) этот показатель составил 95%, а у Li Auto (LI) – 106%. По этому параметру Nio пока отстает от конкурентов: коэффициент загрузки ее заводов оказался самым низким (33%). 


Впрочем, после запуска новых производственных площадок ситуация может измениться. Как отмечает Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global, у китайских производителей цены на электромобили ниже, чем у иностранных конкурентов, поэтому можно предположить, что новые марки электромобилей Nio будут пользоваться спросом как минимум на внутреннем рынке КНР.